Альтернативный новый мир: что изменится после саммита БРИКС в Казани
Проходивший в течение трёх дней саммит БРИКС в Казани завершился в четверг, 24 октября. «Абзац» разбирался, что он показал всему миру и каких результатов удалось достичь в ходе заседаний стран-членов.
Новая модель мира
Многие эксперты и политики назвали прошедший в Казани саммит БРИКС одним из самых крупных мероприятий, которые когда-либо организовывались в России. Там было представлено 36 стран, из них на высшем уровне – 22.
В ходе саммита некоторые иностранные лидеры высказывались о необходимости решать не только экономические вопросы в рамках сотрудничества БРИКС, но и работать над созданием безопасного и стабильного мира для всех. Эти заявления ускорили процесс формирования альтернативного подхода к миропорядку, о котором уже давно говорит президент России Владимир Путин.
Несмотря на то что многие иностранные СМИ постарались сконцентрироваться на «разобщённости стран – членов БРИКС», ряд журналистов с Запада всё же признал положительный эффект от прошедшего в Казани саммита. Так, Associated Press пишет, что в совместной итоговой декларации участники предложили альтернативную модель мира.
«Страны БРИКС выразили обеспокоенность по поводу разрушительного воздействия незаконных односторонних принудительных мер Запада и отметили преимущества инклюзивных трансграничных платёжных инструментов, основанных на принципе минимизации торговых барьеров и недискриминационного доступа для всех», – говорится в материале.
А в редакционной статье Global Times отмечается, что усилия стран БРИКС сыграли решающую роль в укреплении общемировой стабильности и безопасности, а также в устранении рисков, связанных с деглобализацией.
«Отличительной чертой сотрудничества в рамках БРИКС является его комфортность. Каждая страна выбирает тот способ участия, который кажется ей наиболее приемлемым, не беспокоясь об угрозах своим основным интересам. Более того, нет никаких обязательных заявлений; как большие, так и малые страны пользуются одинаковым уровнем уважения. Это принципиально отличается от односторонности и гегемонизма, характерных для прошлых политических союзов, возглавляемых западными странами», – указано в статье.
Дорогу расширениям
По итогам саммита БРИКС в Казани 13 государств получили статус стран – партнёров объединения. Ими стали Турция, Казахстан, Узбекистан, Алжир, Белоруссия, Боливия, Куба, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Вьетнам.
Этот статус предполагает постепенную интеграцию в новую торгово-денежную модель, рассказал «Абзацу» политолог Юрий Самонкин. Эти страны получают больше возможностей для выгодной торговли в национальных валютах.
«Кроме того, страны, которые получили статус «партнёров БРИКС», смогли сразу же поучаствовать в подписании общей декларации по итогам саммита в Казани, которая после будет передана ООН. То есть страны, которые ранее оказывались за бортом традиционной, ориентированной на Запад модели, получили возможность влиять на международные политические и экономические процессы. Это на самом деле очень важный и большой сдвиг», – отметил эксперт.
Специалист добавил, что статус партнёра также означает попадание в некий кадровый резерв. Есть основания полагать, что в 2025 или 2026 году может произойти ещё одно расширение БРИКС.
«В данном случае ещё интересно, что в список стран – партнёров БРИКС попали также и традиционные партнёры НАТО, такие как Турция. Это ещё одно доказательство того, что многие страны понимают бесперспективность прежней прозападной модели мира и стараются больше концентрироваться на своих интересах. Думаю, что в будущем году заинтересованность в БРИКС по такому же принципу могут выказать Сербия и Венгрия», – отметил Самонкин.
Он также обратил внимание на соглашения о создании единого информационного журналистского потока, к которым удалось прийти на медиасаммите БРИКС в Москве. Это необходимо в условиях той пропаганды, которую продвигает Запад.
Долгосрочное планирование
Некоторые итоги саммита БРИКС могут быть не видны в моменте из-за того, что объединение нацелено на долгосрочную перспективу, заявил «Абзацу» политолог Данила Гуреев.
«Основная задача БРИКС – установление справедливой и устойчивой экономической и торговой модели мира. И для достижения этих целей, будем честны, нужно огромное количество времени, должна быть проведена грандиозная работа», – добавил эксперт.
Однако из глобальной цели БРИКС можно выделить две краткосрочные задачи, работа над которыми идёт уже сейчас.
«Во-первых, это создание альтернативной доллару валюты БРИКС. В этой задаче может быть два подхода: либо разработать механизмы расчёта в национальных валютах, либо какую-то общую, единую валюту для БРИКС. Как раз на прошедшем саммите обсуждались именно эти вопросы. В Казани уже представили купюру БРИКС, но это, в общем-то, было что-то символическое. До реализации идеи общей валюты довольно далеко. Второй момент – это создание аналогов общей платёжной системы типа SWIFT. Здесь работа ведётся в куда более активном формате. Однако нам с вами тоже не стоит ждать быстрых результатов», – объяснил специалист.
Гуреев считает, что реально говорить также и о расширении функционала БРИКС. Изначально организация носила исключительно экономический характер, но теперь это и площадка для проведения переговоров или двусторонних встреч разных региональных лидеров.
«В Казани обсуждались вопросы региональной политики, естественно, поднимался вопрос об урегулировании украинского конфликта и войны на Ближнем Востоке. Одним из самых ярких примеров двусторонних контактов стали встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Два лидера сидели рядом друг с другом, что, в общем-то, является позитивным сигналом. Также двусторонние переговоры провели лидер КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди», – сказал политолог.
На сегодняшний день БРИКС, подытожил эксперт, по сути, является второй самой влиятельной и крупной международной организацией после ООН, обгоняя G7 и G20.
Ранее эксперты оценили представленную в Казани «купюру БРИКС».