Даём форум: почему саммит БРИКС в Казани так пугает Запад
В Казани с 22 по 24 октября проходит масштабный саммит стран БРИКС. «Абзац» разбирался, почему Запад так пугает это событие и какие выводы можно сделать по итогам первого дня.
Изоляцией не пахнет
В Казани на саммите БРИКС представлено 36 стран, из них на высшем уровне – 22. На мероприятии присутствует и руководство шести международных организаций.
Примечательно, что в Россию приехал даже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. За это его раскритиковали в Министерстве иностранных дел Украины.
Мол, отправился в Казань, «вредя репутации ООН», но ранее отказался участвовать в «саммите мира» в Швейцарии. При этом российские эксперты указывают, что своим выбором Гутерриш лишь продемонстрировал, кто на самом деле находится в политической изоляции.
Корреспондент Associated Press Дарья Литвинова пишет, что саммит БРИКС в Казани оценивается официальными лицами страны как грандиозный успех. При этом мероприятие особенно важно для президента России Владимира Путина, потому что оно демонстрирует провал попыток Запада изолировать его.
«Кремль хочет выглядеть так, будто он стоит плечом к плечу со своими глобальными союзниками на фоне сохраняющейся напряжённости в отношениях с Западом. Москва будет стремиться заключить со своими партнёрами соглашения, которые укрепят экономику России», – говорится в статье.
Саммит БРИКС – это сигнал для Запада, что Россия не изолирована и продолжает развиваться, заявил «Абзацу» политолог Виталий Колпашников.
«Фактически в эти дни начала саммита всё мировое сообщество следит именно за происходящим в Казани. Невероятное количество иностранных публикаций посвящено именно саммиту, встречам, которые происходят в рамках него. Это всё подтверждает, что в изоляции находится отнюдь не Россия», – сказал он.
На Западе, считает эксперт, по ряду причин очень настороженно относятся к укреплению такого образования.
«Во-первых, Запад не хочет, чтобы укреплялись другие макрорегионы, которые не поддерживают традиционный международный строй во главе с США. Многим, а особенно Вашингтону, не нравится, что в рамках БРИКС страны начинают взаимодействовать между собой в обход евро и доллара. Плюс в Вашингтоне очень боятся, что из экономического блока БРИКС перерастёт в военно-политический», – добавил специалист.
По сути, формирование альтернативной НАТО организации уже происходит в рамках БРИКС, указал Колпашников. Членами своеобразного военного блока в настоящее время являются Россия, Северная Корея, Иран и Китай.
«Самое страшное для Запада – это перспектива создания отдельной мировой резервной валюты для осуществления расчётов в обход доллара. Это будет мощнейший удар по американской экономике. Фактически в таком случае будет нарушена монополия США на резервную мировую валюту», – считает он.
В свою очередь директор отдела российских исследований Центра арабо-евразийских исследований, политолог Дмитрий Бридже считает, что БРИКС сейчас конкурирует с такими организациями, как ЕС, G20 и G7.
«Однако, чтобы конкурировать на равных с этими западными альянсами, необходимо более тесное экономическое сотрудничество между странами-членами, общая стратегия по безопасности, создание единой валюты или системы расчётов. Над всем этим и будут работать непосредственно на саммите в Казани», – сказал политолог «Абзацу».
Истерика Запада
Журналисты Bloomberg признают, что интерес к БРИКС растёт с каждым годом. Это создаёт опасный для Запада прецедент, ведь организация показывает странам Глобального Юга, что существуют альтернативы привычному миропорядку во главе с США.
Пытаясь сохранить свои позиции, зарубежные страны прибегли к прямому давлению и шантажу. Это хорошо видно на примере лидера Сербии Александра Вучича, который был вынужден отказаться от поездки в Казань якобы из-за «уже запланированных с западными лидерами встреч».
«Я был честен с президентом Путиным и сказал ему: «Господин президент, мне бы было очень трудно приехать из-за разных вещей, которые вы знаете, и верю – понимаете Сербию», – сказал он.
Колпашников полагает, что на Вучича просто надавили. Фактически ЕС выдвинул ему очередное требование, которое он не мог не выполнить.
«Поскольку Сербия со всех сторон окружена странами НАТО и Евросоюзом, то страна фактически находится в заложниках. Вучич даже не скрывает этого. Он прямо говорит, что ему пришлось не ехать на саммит БРИКС. Я думаю, что российское руководство прекрасно понимает, в каких условиях находится президент Сербии», – отметил эксперт.
Россия в нынешней ситуации, к сожалению, не может помочь Сербии, добавил он. Так что в итоге у Вучича просто нет вариантов.
Интерес с Ближнего Востока
Репортёр Bloomberg Селькан Хакаоглу отмечает невероятный интерес к БРИКС со стороны государств из Ближневосточного региона. В частности, Турция объявила о своём желании вступить в организацию, что вызывает максимальное недовольство Запада.
«С момента прихода к власти в 2003 году президент Реджеп Тайип Эрдоган постепенно начал выстраивать независимый внешнеполитический курс Турции. В последнее десятилетие недоверие к западным державам вынуждало Анкару искать новых партнёрских отношений. И теперь Турция нашла их в БРИКС», – говорится в материале.
Турция, будучи страной с ключевым геополитическим положением, рассматривается как потенциальный мост между Востоком и Западом, указал Бридже.
«Возможная интеграция Турции в БРИКС может усилить её независимость от западных союзников и укрепить связи с такими странами, как Россия и Китай, что будет создавать большие проблемы для западных стран. Запад традиционно видел в Турции, с одной стороны, союзника, а с другой – врага, потому что политика президента Эрдогана вызывает много вопросов», – объяснил эксперт.
Самой республике, по мнению политолога, выгоднее сотрудничество с БРИКС, а не с Западом. Это может позволить укрепить её влияние на глобальной арене и снизить зависимость от ЕС и НАТО, особенно в сферах экономики, энергетики и передовых технологий.
«Если же вспоминать о других игроках в Ближневосточном регионе, то мы видим противоположный Турции пример Саудовской Аравии, которая пока осторожничает в своих отношениях с БРИКС. Сокращение контактов с организацией может быть связано с тем, что королевство находится в состоянии дипломатического баланса и стремится сохранить хорошие отношения как с западными странами, так и с восточными партнёрами», – отметил Бридже.
Наибольшую заинтересованность в развитии отношений с БРИКС на Ближнем Востоке показывает ОАЭ, убеждён Колпашников.
«Арабские Эмираты, по сути, сейчас занимают ту позицию в мировой финансовой системе, которую раньше занимала Швейцария. Больше та не считается нейтральной, надёжной с точки зрения финансовой стабильности. В свою очередь, ОАЭ становится таким финансовым гарантом. И Россия переориентируется в этом плане на Эмираты, что не может остаться незамеченным в мире», – сказал политолог.
Отношения России с Эмиратами, подытожил он, выгодны для обеих сторон. Первая получает надёжного партнёра с желанием интегрироваться в БРИКС, а вторые предоставляют Глобальному Югу свои финансовые услуги.
Ранее «Абзац» писал, какую угрозу Западу несёт БРИКС.