Раздел до половины: на каких условиях Россия может начать переговоры с Западом о будущем Украины
За рубежом всё чаще звучат призывы начать мирные переговоры между Россией и Украиной. Газета Financial Times (FT) уже сообщила, что Незалежную на ближайших встречах лидеров ЕС могут подтолкнуть к заморозке конфликта по линии фронта. «Абзац» разбирался, для чего Западу подобные публикации в СМИ и на каких условиях Кремль может согласиться на диалог.
Болезненное осознание
Западные политики всё яснее понимают, что Украина больше не способна выдерживать затяжной конфликт. При этом страны НАТО не очень хотят вступать в прямую конфронтацию с Россией, пишет FT.
«В Вашингтоне, некоторых западных столицах и в Киеве настроения меняются: от решимости, что война может закончиться только с изгнанием Российской армии, к вынужденному признанию, что лучший шанс на будущее – заморозка конфликта по линии фронта, чтобы сохранить паритет и получить максимум от конфликта», – говорится в статье.
Журналисты газеты отмечают, что пока у Незалежной не хватает поддержки для начала российско-украинских переговоров. Одна из причин – стремительная потеря позиций со стороны ВСУ, в том числе на востоке страны.
Оптимизма чиновникам с Банковой улицы не добавляет и тот факт, что иностранные партнёры меняют свои планы из-за обострения на Ближнем Востоке. Возможности для начала переговоров будут рассматриваться уже на этой неделе на встрече в формате «Рамштайн» и на следующей – во время саммита лидеров стран Евросоюза.
По модели ФРГ
Один из обсуждаемых на Западе сценариев, как завершить текущую фазу конфликта, заключается в членстве Украины в НАТО по западногерманской модели. Однако для присоединения к Североатлантическому альянсу стране неизбежно придётся сдать часть территорий.
«За закрытыми дверями ведутся разговоры о сделке, по которой Москва сохраняет фактический контроль над примерно одной пятой частью Украины. В это время остальная часть страны получит возможность присоединиться к НАТО или будет обеспечена эквивалентными гарантиями безопасности. Под этим «зонтиком» Украина сможет восстановиться и интегрироваться в ЕС, подобно Западной Германии во времена холодной войны», – отмечается в ещё одном материале FT.
Дискуссии о западногерманской модели для Незалежной, указывают журналисты, ведутся в экспертных кругах уже более полутора лет. Дэн Фрид, бывший помощник госсекретаря США по Европе, Курт Волкер, бывший посол США в НАТО и специальный представитель Дональда Трампа по Украине, входят в число тех, кто выступает за подобное решение.
«Индивидуальные условия членства уже были адаптированы для некоторых стран. Например, Норвегия решила не размещать базы альянса на своей территории, в то время как Западная Германия была принята при понимании, что её границы являются временными», – считает американский историк и эксперт по холодной войне Мэри Саротт.
Украина, по её мнению, могла бы установить условную границу и согласиться на дополнительные требования. Они способны включать ограничения на постоянное размещение союзных войск и ядерного оружия.
Историческое воссоединение
Политолог Алексей Кочетков заявил «Абзацу», что Кремлю невыгоден план, по которому часть Украины войдёт в НАТО. В таком случае получается, что Россия будто ничего не добилась за последние два с половиной года.
«В данном случае Украина останется враждебным государством, причём уже членом Североатлантического альянса. При этом напомню, что одними из главных причин для начала спецоперации были попытка принять Украину в альянс и активное перевооружение ВСУ. Кроме того, при таком раскладе она останется таким же русофобским и враждебным России государством», – сказал эксперт.
Он считает, что в идеале Россия бы хотела вернуть назад все свои исторические земли.
«Это полностью вся Новороссия от Харькова и до Одессы, за исключением четырёх-пяти западных областей, которые исторически входили в состав Австро-Венгерской империи. На месте этих западных областей могло бы быть новое государственное образование, которое в любом случае с самого начала своего существования будет иметь нейтральный статус», – размышляет специалист.
Запад, предлагая подобные варианты, пытается задать определённые рамки, убеждён Кочетков. Для этого иностранные государства намеренно накаляют риторику в медиапространстве, в том числе тезисом о близости ядерной войны.
«То есть Россию толкают опять в соглашения по типу Минск-3. Принимать подобное решение было бы самым невыгодным для нас шагом. Это для нас равносильно поражению и приведёт к новому конфликту в будущем, потому что любая война, которая не достигла цели, причём когда эти цели вполне достижимы, оборачивается катастрофой для страны, которая пошла на уступки», – заключил политолог.
Вбросы и ничего более
Изначально весь конфликт пошёл из-за того, что Запад решил обескровить российскую экономику, рассказал «Абзацу» член Координационного совета при ОП РФ по интеграции новых субъектов РФ, политолог Владимир Карасёв. И одним из способов для достижения цели было выбрано перевооружение Украины.
«Даже если Россия решит оставить три исторически не входившие в состав российского государства территории Галичины, а это Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, даже этот кусочек не должен войти в НАТО. Так как это потенциально опасно для существования России в будущем. Так что такой вариант, как был с ФРГ и ГДР, нам совершенно не подходит», – добавил эксперт.
План о повторении западногерманской модели нежизнеспособен, ибо он ничем не отличается от идей, которые ранее озвучивал Владимир Зеленский. Все эти сценарии идут вразрез с целями Кремля, подчеркнул специалист.
«По моему мнению, всё, что говорит сейчас Запад, направлено исключительно на внутренние отношения и медийный хайп. Так как населению хочется слышать, что якобы какие-то мирные планы обсуждаются. Россию устроит только полная капитуляция Украины и всех её западных партнёров», – сказал он.
Статьи FT, в которых говорится о некоем плане мирного урегулирования, представляют собой вброс, указал Карасёв. Западу важно понимать, как на это отреагируют страны БРИКС, в том числе Китай, а также государства Персидского залива.