Вместо Кисиды: кто может стать новым премьером Японии и как тогда изменятся её отношения с Россией
В среду, 14 августа, премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил, что не собирается участвовать в кампании по переизбранию на пост председателя правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). О своём решении он объявил на экстренной пресс-конференции в своей резиденции. «Абзац» разбирался, кто главные претенденты на замену Кисиде и как может измениться политика Японии с приходом нового премьер-министра.
Премьер-министр Японии Фумио Кисида сообщил, что собирается покинуть пост главы правительства после сентябрьских выборов председателя правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Он сделал это заявление на фоне падения рейтингов правительства до рекордно низкого уровня.
По данным агентства Kyodo, Кисида заявил о намерении взять на себя ответственность за скандал, который впервые разгорелся в 2023 году из-за присвоения высшими деятелями правящей партии части политических пожертвований.
Недавний опрос NHK показал, что уровень поддержки Кисиды в августе составил 25%. В опросе Asahi Shimbun, проведённом в июле, 74% респондентов заявили, что не хотят, чтобы глава правительства оставался на своей должности после сентябрьских выборов.
В свою очередь репортёры Би-би-си Шайма Халил и Келли Нг не видят в отставке Кисиды ничего удивительного. Они отмечают, что Япония переживает политический кризис «раз в поколение», поскольку правящая партия постоянно борется за обеление своего имиджа.
Выдать на замену
Главный вопрос, которым сейчас задаются многие западные СМИ: кто станет преемником Кисиды на посту председателя ЛДП и премьер-министра Японии? Руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов в беседе с «Абзацем» назвал возможных преемников Кисиды, которые смогли бы заменить его на посту в сентябре:
«Кисиду мог бы заменить бывший министр обороны и сельского хозяйства, а также бывший генеральный секретарь ЛДП Сигэру Исиба. Он давно в политике и считается политическим тяжеловесом. Потомственный политик, очень известный в Японии, Таро Коно, министр цифровизации, также называется как один из претендентов. В этом контексте говорят также и о нынешнем генсеке ЛДП Тосимицу Мотэги, экс-министре охраны окружающей среды и сыне бывшего премьер-министра Японии Синдзиро Коидзуми. Есть в этом списке и одна женщина – министр экономической безопасности Санаэ Такаити».
Эксперт пояснил, что в первую очередь все названные политики будут работать над тем, чтобы получить возможность выдвинуть свою кандидатуру на голосование в принципе. Для этого им надо получить рекомендации минимум от 20 членов парламента.
Согласно многочисленным опросам общественного мнения, фаворитами считаются Исиба, Коидзуми и Коно.
Репортёры Bloomberg Изабель Рейнольдс и Ёсиаки Нохара отмечают, что, хотя всеобщие выборы должны были проводиться только в 2025 году, не исключено, что следующий премьер-министр может назначить досрочное голосование, чтобы укрепить мандат нового правительства:
«Премьер-министр Японии имеет право распускать парламент и назначать досрочные выборы. Главы правительств регулярно пользуются этими полномочиями для укрепления позиций своей партии. При этом некоторые опросы показали, что основная оппозиционная Конституционно-демократическая партия догоняет ЛДП в опросах общественного мнения».
Изменений не будет
По мнению западных аналитиков и экспертов, во внешней политике Японии не предвидится кардинальных изменений после смены лидера. Такую же точку зрения в комментарии для «Абзаца» высказал директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. Он заявил, что не стоит ждать каких-то изменений в отношениях России и Японии с приходом нового премьер-министра:
«Япония фактически продолжает в той или иной степени находиться под оккупацией Соединённых Штатов с 1945 года. Все внешнеполитические решения Японии принимаются в Вашингтоне, и от самого премьер-министра ничего не зависит».
Эксперт добавил, что японский премьер и его кабинет могут контролировать только внутренние микроэкономические процессы, решать сиюминутные запросы внутри общества и культуры.
Валерий Кистанов тоже считает, что с приходом нового премьера внешнеполитическая риторика Токио не изменится:
«Многие из политиков, которые сейчас будут баллотироваться на пост лидера ЛДП, придерживаются антироссийской политики. Например, Коидзуми был ярым сторонником антироссийской политики, поддерживал и инициировал всевозможные меры против Москвы. К сожалению, такая позиция очень популярна среди японских политиков».
В заключение эксперт констатировал, что российско-японские отношения продолжат находиться в тупике до тех пор, пока не закончится спецоперация на Украине. Сейчас антироссийская политика прочно укоренилась в Японии.