Многополярная станция: почему визит Путина во Вьетнам больно ударил по самомнению США
В четверг, 20 июня, президент России Владимир Путин провёл переговоры со своим вьетнамским коллегой То Ламом. По итогам встречи был подписан целый ряд важных документов. Такая активность России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) вызвала негодование со стороны США. «Абзац» рассказывает, как Путин укрепил положение России в АТР.
Возвращение во Вьетнам
Российско-вьетнамские переговоры с участием президента РФ Владимира Путина и его коллеги То Лама прошли в четверг, 20 июня, в Ханое. По итогам встречи были подписаны документы о развитии отношений в различных сферах.
Среди прочего Путин заявил о важности последовательного перехода на национальные валюты в торговле РФ и Вьетнама. По его словам, в первом квартале текущего года их объём составил около 60%. Президент также подтвердил, что Россия придаёт важное значение развитию диалога с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), одним из ведущих членов которого является Ханой.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ доктор исторических наук Алексей Маслов рассказал «Абзацу», за счёт чего у России и Вьетнама будет расширяться сотрудничество:
«Долгое время главными партнёрами Вьетнама были американские, японские, сингапурские и китайские компании. В этом смысле, с точки зрения Вьетнама, идёт диверсификация взаимодействия в области экономики. С Россией же расширяются в первую очередь научно-техническое сотрудничество и контакты в сфере агропромышленного комплекса (АПК). Как Россия, так и Вьетнам обладают хорошо развитым АПК, так что речь идёт о масштабном обмене опытом, технологиями и продуктами».
Он добавил, что Россия и Вьетнам также договорились об укреплении гуманитарных связей. В данном случае важны соглашения об обмене студентами и запуск новых образовательных программ в области науки и технологий.
«Несколько лет назад Вьетнам заморозил строительство совместной с Россией АЭС, но полностью от этого проекта никто не отказывался. С российской стороны так и вообще нет никаких препятствий, возобновление совместного проекта было бы очень желательно. Я могу предположить, что в самом скором времени это строительство будет продолжено», – сказал Маслов.
Эксперт отметил, что Россия занимается диверсификацией своих связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Если раньше главным и чуть ли не единственным партнёром был Китай, то сейчас самые разные страны готовы развивать двусторонние отношения. Скорее всего, Вьетнамом и КНДР дело не ограничится, полагает Маслов.
В свою очередь руководитель Центра исследований АТР, член РСМД Сергей Санакоев в беседе с «Абзацем» отметил, что сотрудничество России с Вьетнамом будет развиваться во всех направлениях, что напрямую следует из того множества двусторонних документов, которые были подписаны в ходе визита.
«Хочу обратить внимание, что и в сфере энергетики, и в промышленном производстве речь идёт не только о взаимной торговле, но и о более глубокой инвестиционной кооперации. Так что и строительство АЭС возобновим, и научный центр по развитию ядерных технологий создадим. Справедливости ради необходимо отметить, что большую стратегию по интеграции России в азиатско-тихоокеанское пространство через ускоренное развитие Дальнего Востока Владимир Путин провозгласил ещё весной 2012 года. Напомню, что в том же году в структуре правительства появилось Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Были поставлены задачи по наращиванию сотрудничества со странами региона, которое ранее не было столь активным из-за явной ориентации на Запад», – сказал эксперт.
Он отметил, что неслучайно за столь короткий срок после инаугурации Путин в сопровождении большой команды совершил государственные визиты сразу в несколько стран региона – Китай, КНДР и Вьетнам.
«Отличительная черта всех этих визитов заключается в том, что были подписаны как серьёзные политические документы, констатирующие стратегическое партнёрство, так и многочисленные соглашения в области торгово-экономического сотрудничества. Я бы не стал говорить о «развороте на Восток», так как это не отражает реальности исторического присутствия нашей страны в регионе. Но нам действительно необходимо наверстать упущенное на коротком историческом отрезке с момента распада СССР», – добавил Санакоев.
Против воли Штатов
Многие западные СМИ пытались преуменьшить значение визита Путина во Вьетнам. Так, корреспондент The Guardian Ребекка Рэтклифф заявила, что он вряд ли принесёт какую-либо ощутимую пользу стране. По её мнению, визит якобы стал лишь отражением исторических связей двух стран.
«Руководство Вьетнама выступает за так называемую бамбуковую дипломатию. Страна как бы колеблется по ветру и избегает выбора сторон в международных спорах, в том числе в отношении Украины и соперничества между США и Китаем. При этом в прошлом году бывший лидер Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонг сблизился с США и их союзниками и принимал президента США Джо Байдена», – говорится в материале The Guardian.
Рэтклифф пишет, что укрепление связей Вьетнама и России, а затем и последующий визит Путина вызвали критику со стороны США. В Вашингтоне предупредили, что Ханой рискует нормализовать «вопиющие нарушения международного права» Россией.
Репортёры Bloomberg Нгуен Дьеу Ту Уен и Джон Будро уверены, что приезд Путина во Вьетнам подчеркнул многолетние отношения Ханоя и Москвы.
«Вьетнам долгое время полагался на Россию в сфере поставок оружия и пользовался поддержкой российских фирм для разведки и бурения нефтяных и газовых месторождений в Южно-Китайском море. Москва рассматривается Ханоем как альтернативный Пекину и Вашингтону вариант для сотрудничества. Россия может смягчить давление как со стороны США, так и со стороны Китая, оказав Вьетнаму поддержку», – говорится в материале Bloomberg.
В беседе с «Абзацем» Сергей Санакоев отметил, что Вьетнам заинтересован в развитии сотрудничества как с США, так и с Китаем и Россией. Москве будет сложно соперничать с Вашингтоном в условиях жесточайших вторичных санкций против компаний, сотрудничающих с ней:
«Несмотря на давление со стороны Вашингтона, Вьетнам, как и Китай и уж тем более КНДР, не намерен разменивать свой суверенитет на материальные блага, которые предоставляют Соединённые Штаты. В этом заблуждение западных политологов. Всё больше стран АТР присоединяются к оси «Москва – Пекин» в построении более справедливого многополярного миропорядка. Именно это больше всего тревожит самопровозглашённого гегемона, так как в этом они видят крах своего господства».
В свою очередь Алексей Маслов напомнил, что Штаты по-прежнему остаются главным экспортным партнёром Вьетнама. Примерно 22% всего, что поставляет Ханой, направляется в США.
«Штаты очень масштабно представлены на вьетнамском рынке, американцы – лидеры по инвестированию в страну. При этом руководство Вьетнама никогда не обещало Соединённым Штатам закрыть для себя возможности сотрудничества с Китаем или Россией», – добавил эксперт.
Он также отметил, что многие десятилетия Россия не обращала должного внимания на развитие отношений с регионом АТР. Однако сейчас она нашла нужную стратегию и развивает те сферы, в которых уже есть наработки по сотрудничеству.
Самое же главное, что сами вьетнамцы и другие страны АТР готовы к этому сотрудничеству, заключил Маслов.