Правый крен, новый срок фон дер Ляйен и проблемы Макрона: как пройдут выборы в Европарламент
В четверг, 6 июня, в ЕС начнутся выборы в Европарламент. Граждане всех 27 стран блока пойдут на избирательные участки, чтобы избрать 720 депутатов, которые будут представлять их интересы в течение следующих пяти лет. «Абзац» разбирался, какие партии ждёт успех на предстоящих выборах.
С 6 по 9 июня почти 373 млн европейцев отправятся на избирательные участки, чтобы выбрать 720 членов Европейского парламента. Количество евродепутатов от каждой страны пропорционально населению. Германия, как самая густонаселённая в ЕС, получит 96 мест, Франция – 81 место, а, например, Мальта, Кипр и Люксембург – всего лишь по шесть.
Европарламент – это один из трёх основных институтов ЕС и единственный из них, который избирается прямым голосованием. При этом евродепутаты не имеют права законодательной инициативы, но вносят поправки в законодательство, а также окончательно голосуют по законопроектам после согласования с Европейским советом и Еврокомиссией.
Победители и проигравшие
По данным Европейского совета по международным отношениям (ECFR), партии, которые скептически относятся к усилению евроинтеграции, лидировали по опросам в девяти странах ЕС – Австрии, Бельгии, Чехии, Франции, Венгрии, Италии, Нидерландах, Польше и Словакии. В других государствах – членах объединения они занимают второе или третье место по популярности.
Исходя из прогнозов ECFR, можно заключить, что доля крайне правых депутатов в Европарламенте вырастет до 25%, а левоцентристские, либеральные и зелёные партии, наоборот, потеряют места. Таким образом, две крайне правые группы – «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR) и «Идентичность и демократия» (ID) – сильно увеличат своё представительство в органе.
Напомним, что в нынешнем ЕП есть две крупнейшие фракции – правоцентристская «Европейская народная партия» (ЕНП) и левоцентристский «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D).
В комментарии для «Абзаца» политолог, публицист Юрий Самонкин заявил, что наивно будет полагать, что грядущие выборы в Европарламент как-то изменят геополитическую линию Брюсселя:
«Даже если много мест в Европарламенте получат новые силы, которым прочат успех на выборах, скорее всего, ничего не изменится глобально во внешней политике Евросоюза. Поддержка Израиля и Украины не закончится, а европейский блок не придёт к консенсусу».
Политолог пояснил, что политические силы Евросоюза находятся в постоянном противоречии. Внутри самого ЕС нет единой позиции по многим вопросам из-за того, что политический истеблишмент ведёт не суверенную политику.
«В кабинете [президента Франции Эммануэля] Макрона и [канцлера ФРГ Олафа] Шольца больше других заметно влияние Вашингтона на всю проводимую политику, в том числе и на то, как они влияют на решения внутри ЕС. Это и приводит к усилению оппозиционных крайне правых сил, которые выступают за решение внутренних проблем и альтернативный вектор развития Евросоюза», – сказал Самонкин.
Он пояснил, что возросшая популярность крайне первых партий связана с тем, что их вектор развития приближен к народу. Программные обещания таких политических блоков понятны избирателям и находят большой отклик, потому что предлагают решать проблемы, с которыми сталкиваются все в повседневной жизни.
Почему Европа правеет?
Репортёр Politico Ханне Кокелере называет среди главных причин всплеска популярности правых партий проблемы с миграционной политикой, рост цен и подорожание уровня жизни, неудачи в зелёной повестке и связанные с этим сложности в сельском хозяйстве.
Интересно, что ультраправые политические силы набирают популярность и среди молодых избирателей, которые будут голосовать на выборах впервые. Например, в Бельгии, Франции, Португалии, Германии и Финляндии антиэмигрантские партии имеют среди молодёжи такую же популярность, как и среди избирателей старшего возраста.
«Многие молодые люди живут хуже, чем их родители. Они не видят перспектив в будущем, не могут позволить себе купить жильё или найти высокооплачиваемую работу. Молодые европейцы хотят перемен», – пишет Кокелере.
В статье Reuters отмечается ещё одна важная особенность предстоящих выборов. Она заключается в том, что многие европейцы намерены поддержать левые партии с чёткой пропалестинской позицией, потому что привычные зелёные и центристы продолжают занимать сторону Израиля.
«Эта тенденция наблюдается не только среди мусульманских общин ЕС, но и среди левых избирателей, которые видят двойные стандарты в политике Европы. Это может в будущем сказаться на позициях блока в отношении Израиля, а также подтолкнуть другие страны ЕС признать Палестину по примеру Ирландии, Испании и Словении», – говорится в материале.
Что касается должности председателя Европейской комиссии, то редактор Politico Николас Винокур напоминает, что в 2019 году Урсула фон дер Ляйен обеспечила себе пост председателя ЕК с минимальным перевесом в девять голосов в Европарламенте.
В этом году получить второй срок ей будет ещё сложнее, учитывая, что ЕП станет более раздробленным по фракциям и куда более враждебным по отношению к представителю партии центристов. Винокур считает, что существует вполне реальная вероятность, что немецкий консерватор просто не получит голосов.