Почему у Запада не вышло через Зеленского отвлечь внимание от визита Путина в Узбекистан
В воскресенье, 26 мая, президент России Владимир Путин приехал в Ташкент, где на следующий день встретился со своим узбекским коллегой. Владимир Зеленский попытался сбить информационную повестку перед поездкой Путина и напугать партнёров Москвы в Центральной Азии.
В понедельник, 27 мая, президент России Владимир Путин провёл переговоры со своим узбекским коллегой Шавкатом Мирзиёевым. Известно, что президент Узбекистана встретил Путина в аэропорту и они доехали до Ташкента на одной машине.
Это третий официальный визит Путина за границу после инаугурации. Первой страной, которую он посетил, стал Китай, а второй – Белоруссия.
Экономика и взаимовыгодное сотрудничество
На встрече Путин и Мирзиёев обсудили текущее состояние российско-узбекистанских отношений и перспективы их дальнейшего развития, а также обменялись мнениями по актуальным проблемам региона.
По словам президента РФ, к подписанию подготовлен солидный пакет документов в сфере торговли, коммерции и мирного атома. В частности, в будущем планируется начать строительство в республике станции с малыми ядерными реакторами по российскому проекту.
«Товарооборот РФ и Узбекистана растёт хорошими темпами, создаются хорошие условия для прямых инвестиций, показатели товарооборота между странами выросли примерно на 30% за прошлый год. На данный момент инвестиции РФ в экономику Узбекистана составляют почти $10 млрд, но есть потенциал для роста», – отметил Путин.
В беседе с «Абзацем» доктор политических наук, профессор кафедры политологии Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнёв заявил, что на отношения России и Узбекистана влияет общее советское прошлое и плотный уровень кооперации в рамках ЕАЭС и других международных структур:
«Экономические вопросы могли быть основной темой переговоров узбекистанской и российской сторон. Очевидно, что в рамках Центральной Азии Россия совместно со своими партнёрами может создать самостоятельный и конкурентоспособный полюс силы в условиях нового формирующегося мира».
Эксперт подчеркнул, что Москва выступает активным инициатором многих торгово-экономических процессов в этом регионе, чтобы в том числе выстроить альтернативную систему расчётов. Это процесс крайне долгий и сложный, но стремления в этом направлении уже есть, отметил Селезнёв.
Он добавил, что товарооборот внутри ЕАЭС, даже несмотря на санкции и внешнее давление, постоянно увеличивается, что показывает потенциал экономик стран региона.
Украинское отвлечение
Накануне визита Путина в Узбекистан Владимир Зеленский дал интервью журналистам из стран Центральной Азии, в котором он попытался настроить российских партнёров против Москвы. Интервью глава киевского режима давал на русском языке, о чём его попросили сами среднеазиатские журналисты.
Селезнёв отметил, что перебить информационную повестку перед приездом Путина у Зеленского точно не получилось. Это была неудачная попытка сыграть на каких-то страхах региона.
«На слова Зеленского в Центральной Азии не обращают внимания совершенно точно. Особенно учитывая, что он как президент Украины уже нелегитимен и остаётся у власти постольку поскольку. Все понимают, что он абсолютно марионеточная фигура», – добавил эксперт.
Он подтвердил, что страны Запада также крайне заинтересованы в сотрудничестве с Узбекистаном и другими государствами Центральной Азии. Главное для них – это не дать развиваться структурам и организациям типа ЕАЭС и всеми силами противостоять интеграционным процессам внутри региона.
«Великобритания и другие страны Запада активно проникают в регион и пользуются шантажом и подкупом, чтобы переориентировать страны бывшего Советского Союза. В частности, в странах Центральной Азии действует бесчисленное количество НПО и НКО, которые финансируются зарубежными фондами. Через них и оказывается мягкое давление на регион», – объяснил Селезнёв.
Напомним, что в конце апреля министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон колесил по странам Центральной Азии в попытке переманить давних партнёров России на свою сторону и открыть «новую эру» в двусторонних отношениях.
По итогам турне в парламенте Великобритании заявили о дополнительном финансировании стран на сумму $62 млн. Кроме того, Кэмерон объявил о новой стратегии продвижения английского языка и удваивании объёмов финансирования стипендий для граждан, которые хотят учиться в британских университетах.