рубрики

Рана Тегерана: почему смерть президента Ибрахима Раиси не изменит политическую систему Ирана
Фото © president.ir

В воскресенье, 19 мая, появилась информация, что вертолёт, на борту которого находились президент Ирана Ибрахим Раиси, министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян и другие чиновники, потерпел крушение. После того как стало известно о смерти всех пассажиров вертолёта, многие СМИ стали рассуждать о том, кто сможет занять пост президента страны и как произошедшее повлияет на внутреннюю и внешнюю политику Ирана. Решил в этом разобраться и «Абзац».

Утром понедельника, 20 мая, власти Ирана официально подтвердили, что в авиакатастрофе погибли президент страны Ибрахим Раиси, губернатор провинции Восточный Азербайджан Малик Рахмати и министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян. Делегация возвращалась после переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Сложная, но не фатальная ситуация

Для Ирана, как и для любой другой страны, гибель президента – это происшествие стрессовое и из ряда вон выходящее. Оно потребует в срочном порядке перестроить работу правительства и организовывать новые выборы. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что гибель Раиси не обрушит политическую систему.

Рана Тегерана: почему смерть президента Ибрахима Раиси не изменит политическую систему Ирана
Фото © Дмитрий Дубинский / Абзац

С таким мнением согласился и старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ, арабист-востоковед Андрей Чупрыгин.

«Я считаю, что внутренняя политика Ирана со смертью Раиси никак не изменится, всё-таки первый и самый главный человек в этой системе – это аятолла Али Хаменеи. Однако вопрос о назначении следующего президента остаётся открытым», – пояснил он в разговоре с «Абзацем».

При том, что эксперт не ожидает какой-то кардинальной смены курса во внутренней политике, он не исключает, что оппозиция попытается ещё раз напомнить о себе через митинги или выступления, однако они не будут иметь масштабный характер.

«Иранские власти, чтобы не вызывать внутренние противоречия в стране и не давать шансов оппозиции на организацию митингов, будут давить на внешнюю опасность. Недаром уже в первые часы после сообщений о «жёсткой посадке» вертолёта с Раиси на борту, появились предположения о причастности [к произошедшему израильской разведки] «Моссад». Пока никаких точных данных о крушении нет, ответ на все вопросы должна дать комиссия, которая будет разбираться в произошедшем. Погодные условия действительно были очень плохими, но есть и странности. Например, что летели три вертолёта, и только один из них потерпел крушение», – добавил Чупрыгин.

Во внешней политике Ирана каких-то изменений также ждать не стоит, сохранится антиизраильский дискурс и противостояние с Вашингтоном. Кроме того, надо понимать, что Иран в своей внешней политике занимает позицию «реакции», то есть Тегеран чаще отвечает на какие-то действия других стран.

Рана Тегерана: почему смерть президента Ибрахима Раиси не изменит политическую систему Ирана
Фото © president.ir

В свою очередь репортёр Bloomberg Арсалан Шахла отмечает, что смерть Раиси произошла в неспокойное для Ближнего Востока время из-за войны в секторе Газа между Израилем и ХАМАС, которых поддерживает Иран. Это поставило Иран и Израиль на грань полномасштабного конфликта.

«Погибшие Раиси и Амир Абдоллахиян курировали восстановление дипломатических отношений Ирана с Саудовской Аравией при посредничестве Китая в марте 2023 года. Однако именно в президентство Раиси переговоры о возобновлении ядерной сделки Ирана зашли в тупик», – пишет Арсалан Шахла.

Кто придёт на замену?

Информационное агентство Reuters в редакционной статье отмечает, что Раиси занимал жёсткую консервативную позицию как во внешней политике Ирана, так и во внутренней. При нём были существенно сокращены контакты с США и Европой, а внутри страны ужесточены законы, стандарты женской одежды и поведения.

«Раиси поднялся по карьерной лестнице иранского шиитского мусульманского духовенства. Он был столпом системы, который поддерживал практически все начинания аятоллы. Раиси разделял подозрения Хаменеи в отношении Запада и его стратегию поддержки марионеточных сил на Ближнем Востоке. Будучи антикоррупционным популистом, он поддерживал стремление аятоллы к самодостаточности экономики», – говорится в материале Reuters.

В комментарии для «Абзаца» Чупрыгин подтвердил, что Раиси действительно был приближённым человеком аятоллы Али Хаменеи.

Рана Тегерана: почему смерть президента Ибрахима Раиси не изменит политическую систему Ирана
Фото © president.ir

«Президенту Раиси прочили в будущем место рахбара, то есть высшую руководящую должность в Иране. Однако не он один был в списках претендентов, так что к тому моменту, как Али Хаменеи соберётся покидать пост, он без проблем найдёт себе преемника», – добавил он.

Эксперт полагает, что сейчас начнётся борьба за власть и место президента среди правящей верхушки Ирана. Нынешний временно исполняющий обязанности Мохаммад Мохбер, скорее всего, не останется на должности, поскольку не имеет достаточной политической поддержки и, по сути, является человеком-функцией, а не популярным лидером.

«После прихода Раиси начался откат и постепенная отмена тех усилий и реформ, которые предпринимал его предшественник [Хасан] Рухани. То есть в последние годы в Иране начали проводить более консервативную политику, постепенно закручивалось всё больше гаек как во внутренней, так и во внешней политике. Сейчас этот тренд сохраняется, поэтому следующий президент, скорее всего, также будет выбран из консервативных кругов. Кроме того, оппозиционные партии, которые говорят о необходимости реформ, с треском провалились на последних парламентских выборах, так что им практически не на что рассчитывать», – подчеркнул Чупрыгин.

Как устроена политическая система в Иране

В Иране практически вся власть сосредоточена в руках духовного лидера (аятоллы) Али Хаменеи, который занимает эту должность пожизненно. Второе по значимости лицо в стране – это президент. По сути, он исполняет обязанности премьер-министра: подписывает международные соглашения, отвечает за госплан и бюджет. При этом он не руководит работой правительства, потому что оно подчиняется аятолле и меджлису (парламенту).

По Конституции Ирана, в случае смерти президента все полномочия переходят его первому заместителю – в данном случае Мохаммаду Мохберу. Он будет выполнять функции Раиси в течение 50 дней. За это время специальный совет, состоящий из Мохбера, спикера парламента Мохаммада Багера Галибафа и главы судебной власти страны Голама Хоссейна Мохсени-Эджеи, должен организовать новые президентские выборы.

Рана Тегерана: почему смерть президента Ибрахима Раиси не изменит политическую систему Ирана
Фото © president.ir

Сам Мохбер считается близким человеком к верховному лидеру Али Хаменеи. Он стал первым вице-президентом в 2021 году, когда был избран Раиси. На Западе Мохбера часто обвиняют в причастности к работе программ, разрабатывающих ядерное и ракетное оружие Ирана.

Президент в Иране избирается всенародным голосованием, однако с этапом предварительного идеологического отбора и отсечения недопустимых для системы кандидатов. При этом благодаря сложной системе управления и контроля работа всего государственного аппарата достаточно устойчива к шокам, поэтому вакуума власти не возникает.

telegram
Рекомендуем