Картельная психиатрия: как происходящее в Эквадоре может изменить Латинскую Америку
7 января в нескольких эквадорских тюрьмах вспыхнули бунты после побега двух главарей крупных преступных организаций. Сейчас в стране объявлено чрезвычайное положение, она находится в состоянии внутреннего вооружённого конфликта. «Абзац» пытался оценить серьёзность ситуации и разобраться, когда и почему она вышла из-под контроля.
В воскресенье, 7 января, Генпрокуратура Эквадора сообщила о бунтах, которые вспыхнули в пенитенциарных учреждениях. Это произошло после побега из тюрьмы города Гуаякиль главаря преступной группировки «Лос Чонерос» Адольфо Масиаса по кличке Фито.
В среду, 10 января, стало известно, что совершить побег удалось также главарю преступной группировки «Лос Лобос» Фабрисио Колон Пико. Он стал одним из 39 заключённых, сбежавших из-под стражи в тюрьме города Риобамба.
После этого по всей стране начались беспорядки, вооружённые люди ворвались в студию телеканала TC Televisión в Гуаякиле и в прямом эфире взяли в заложники ведущих. На данный момент в Гуаякиле и соседнем городе Ноболь погибли минимум десять человек, в том числе два сотрудника полиции. В заложниках удерживается как минимум 139 человека.
Проблемы с безопасностью
Президент Эквадора Даниэль Нобоа ввёл в стране режим внутреннего вооружённого конфликта и разрешил ВС страны считать преступные банды законными военными целями. В центр столицы республики стянули военную технику, а жителям посоветовали оставаться дома.
Ещё во время предвыборной кампании Нобоа пообещал дать отпор росту преступности, который и загнал в тупик его предшественника. Новый президент разработал «План Феникс» по обеспечению безопасности в стране, реализация которого будет стоить около $800 млн.
Как отмечает The Guardian, Эквадор стал одной из самых опасных стран в Латинской Америке, однако ещё несколько лет назад он был уголком относительного мира, зажатым между двумя крупнейшими в мире производителями кокаина – Колумбией и Перу.
По данным правительства, число насильственных смертей в стране выросло до 8008 человек в 2023 году по сравнению с 4500 в 2022 году.
Мнение эксперта
В комментарии для «Абзаца» профессор СПбГУ, доктор исторических наук Виктор Хейфец заявил, что в этом контексте важен не сам по себе побег из мест заключения, поскольку эквадорские тюрьмы уже давно стали «проходным двором» – там очень высок уровень насилия и есть возможность подкупить охрану.
«Президент Эквадора объявил состояние внутреннего вооружённого конфликта, потому что наркоторговцы пошли дальше и пытаются перехватить власть в государстве. Они совершили попытку нападения на АЭС, университет Гуаякиля и другие важные объекты», – добавил эксперт.
Он напомнил, что не так давно новое правительство собиралось реформировать систему работы тюрем, чтобы сделать их более охраняемыми и безопасными. Нобоа намеревался использовать опыт Сальвадора, строить плавучие тюрьмы и бороться с преступностью.
«Наркокартели просто решили не ждать реформ в сфере безопасности и перехватили инициативу. Кроме того, президент Нобоа совсем недавно пришёл к власти, поэтому было легко дестабилизировать ситуацию. Эквадорская армия обладает бо́льшими силами, чем организованная преступность, но и у последних есть серьёзные связи. Поэтому вряд ли ситуация разрешится в ближайшие день-два», – считает Хейфец.
Он добавил, что в случае, если нестабильность распространится дальше по региону, другим странам, в том числе России и Китаю, которые активно сотрудничают с Латинской Америкой, можно будет предложить свою помощь для стабилизации ситуации.
Напомним, что многие страны континента выразили поддержку властям республики и усилили меры безопасности. Аргентина заявила о готовности направить на помощь Эквадору силовиков.
Перу усилило охрану границы и ввело чрезвычайное положение в северных районах страны, Бразилия выразила обеспокоенность ситуацией. В свою очередь российское посольство рекомендовало гражданам РФ воздержаться от поездок по территории Эквадора и в целом от посещения этой страны в ближайшее время.