Ближе Восток: о каких переменах говорят контакты Путина с ОАЭ, Саудовской Аравией и Ираном
Вчера в закрытом формате прошла встреча президента Ирана Эбрахима Раиси и российского лидера Владимира Путина. Ранее на этой неделе он также посетил ОАЭ и Саудовскую Аравию. «Абзац» разбирался, какие выводы можно сделать на основании контактов президента РФ с ближневосточными коллегами.
В четверг, 7 декабря, президент Ирана Эбрахим Раиси посетил Москву с однодневным визитом, чтобы провести переговоры с президентом страны Владимиром Путиным. Встреча проходила в закрытом формате и длилась пять часов.
Основными темами переговоров лидеров двух государств были вопросы развития двустороннего экономического сотрудничества, а также региональные и международные проблемы.
Днём ранее, 6 декабря, Владимир Путин совершил визиты в ОАЭ и Саудовскую Аравию, где встретился с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом и президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном.
Мнение эксперта
В комментарии для «Абзаца» политолог Станислав Тарасов предположил, что Путин и Раиси обсуждали вопросы будущего договора о стратегическом партнёрстве в военно-технической и военно-политической сферах.
«Кроме того, сейчас просто нельзя обойти стороной конфликт между Израилем и ХАМАС, потому что он в случае вовлечения в него других стран региона рискует полностью перекроить всю геополитическую ситуацию Ближнего Востока», – сказал эксперт.
Он не исключил, что страны Персидского залива, как и Иран, хотели бы переориентироваться в вопросах военно-технического сотрудничества с Соединённых Штатов на Россию и в целом сократить присутствие последних в регионе.
«У России и Ирана в активной фазе находятся проекты прикаспийского сотрудничества. Ранее [глава МИД РФ] Сергей Лавров предлагал запустить Каспийский совет – площадку, которая помогла бы повысить эффективность взаимодействия прибрежных государств. Кроме того, Москва и Тегеран работают над реализацией транспортного коридора «Север – Юг», который должен соединить Иран с Россией через территорию Азербайджана», – пояснил Тарасов.
Переговоры между Путиным и Раиси длились пять часов. По мнению политолога, это говорит о насыщенности диалога, а также о наличии множества спорных вопросов, которые надо было детализировать и согласовать.
«Россия в ходе поездок на Ближний Восток и встречи с президентом Ирана обозначила своё новое лицо. Я думаю, что это только начало более глубокого и обширного сотрудничества со странами Ближневосточного региона. Не исключено, что в будущем Россия увеличит своё присутствие в регионе на базе «Хамадан» в Иране», – сказал Тарасов.
Он заключил, что вряд ли Ближний Восток полностью откажется от сотрудничества с Соединёнными Штатами, поскольку такое поведение не вписывается в традиционный политический стиль арабов и иранцев. Однако геополитические изменения в регионе уже начались.
Взгляд с Запада
Западные СМИ традиционно не могут оставить без внимания поездки и встречи Путина. Практически все зарубежные издания отмечают, что Москве удалось углубить экономические и политические связи с Тегераном и странами Персидского залива в последние несколько лет.
В редакционной статье Associated Press говорится, что Путин пытался повысить авторитет Москвы как влиятельного посредника в регионе:
«Российский президент подчёркивал, что война между Израилем и ХАМАС явилась провалом американской дипломатии. Он предположил, что Москва могла бы стать более эффективным посредником благодаря её дружественным связям как с Израилем, так и с палестинцами».
Reuters отмечает, что позиция президента Ирана Эбрахима Раиси по происходящему в секторе Газа отчасти совпадает с видением ситуации со стороны Путина:
«Россия и арабские страны заявляют, что Запад демонстрирует двойные стандарты, поддерживая израильские бомбардировки и блокаду сектора Газа и одновременно с этим обвиняя Россию в военных преступлениях».
В статье подчёркивается, что на встрече в четверг присутствовал министр обороны России Сергей Шойгу, а также вице-премьер Александр Новак. Это даёт право полагать, что главными темами переговоров были нефтяной и оборонный секторы.
В свою очередь Financial Times сообщает, что многие британские политики-консерваторы остались недовольны приездом Путина в Саудовскую Аравию, поскольку из-за этого наследный принц отложил свой визит в Великобританию.
«Официальные лица Великобритании и Саудовской Аравии уже несколько месяцев обсуждают визит наследного принца. Ранее сообщалось, что он состоится 3 декабря. Однако из-за визита Путина дата перенеслась на неопределённый срок», – говорится в материале.
В Консервативной партии считают, что отсрочка визита принца КСА Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда показывает его пренебрежительное отношение к Лондону. Это можно расценивать как дипломатическую неудачу Великобритании.