Как про Си ли: почему ожидания Байдена от встречи с лидером КНР не оправдаются
В среду, 15 ноября, президент США Джо Байден лично встретится с лидером Китая Си Цзиньпином в рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско. О чём будут говорить два лидера и поможет ли это наладить отношения между Вашингтоном и Пекином – читайте в материале «Абзаца».
Сегодня президент Соединённых Штатов Джо Байден проведёт переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином в ходе саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско. Это будет вторая личная встреча двух лидеров с тех пор, как Байден вступил в должность в январе 2021 года.
Цели и планы
Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Байден во время беседы с Си попытается наладить военные связи с Китаем:
«Президент полон решимости добиться восстановления связей между военными ведомствами наших стран. Он считает, что это отвечает интересам национальной безопасности США. Вашингтону и Пекину нужны линии связи, чтобы не было ошибок, просчётов или недопонимания».
Соединённые Штаты также рассчитывают поднять тему торгово-экономических отношений и глобальные вопросы, например конфликт между ХАМАС и Израилем и сотрудничество Северной Кореи с Россией.
Кроме того, Си Цзиньпин выступит на ужине перед представителями деловых кругов, чтобы восстановить бизнес-связи между странами и привлечь иностранный капитал в Китай.
По мнению политолога Рафаэля Ордуханяна, единственное, почему Си Цзиньпин приедет в Соединённые Штаты в этот раз, – товарооборот размером в $760 млрд.
«Экономические связи важны для Китая даже больше, чем переговоры с Байденом, именно поэтому планируется встреча Си с американскими бизнес-кругами. Учитывая, что КНР конфликт на Ближнем Востоке не сыграл на руку, надо поддерживать экономику по другому вектору», – пояснил он в беседе с «Абзацем».
Эксперт подчеркнул, что Пекин не просто так прекратил военно-техническое сотрудничество с Вашингтоном. В КНР видят, как и во всём мире, что Штаты фактически вооружают Тайвань для войны.
«Со своей стороны Китай продолжает наращивать военную мощь. Очень сильно за последние годы укрепился китайский флот, продолжается перевооружение войск. Штаты тоже это видят и хотят себя обезопасить, наладить отношения, пока есть ещё дела на Ближнем Востоке и на Украине», – пояснил Ордуханян.
Он не думает, что Китай пойдёт на возобновление военно-технического сотрудничества, потому что оно подразумевает прежде всего более тесные политические связи. Если и будут подписаны какие-то декларации, то лишь для проформы.
С позиции силы
Во вторник, 14 ноября, министр обороны США Ллойд Остин заявил, что Китай и Россия якобы помогают Северной Корее расширить её военный потенциал, позволяя Пхеньяну уклоняться от санкций ООН. Такое заявление противоречит тому положительному фону, который американские СМИ и эксперты пытались создать перед встречей Байдена и Си.
В комментарии для «Абзаца» ведущий научный сотрудник центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Евгений Ким напомнил, что Байден неоднократно подчёркивал, что с Си Цзиньпином он будет разговаривать очень строго и серьёзно.
«Давно пора понять, что на Пекин нельзя давить в ходе переговоров. Это совершенно неподходящий стиль, который часто выбирают американцы. Необходимо выстраивать выгодные партнёрские отношения, а разговоры с позиции силы только ухудшат взаимодействие», – сказал эксперт.
Кроме того, на протяжении долгих лет Северная Корея расширяла свой военный потенциал без помощи Китая и России. По мнению Кима, Пентагон просто приплёл историю о помощи КНДР на фоне налаживания отношений Москвы, Пекина и Пхеньяна.
В свою очередь политолог Рафаэль Ордуханян предложил сравнить количество встреч президента Путина с Си и Байдена с Си за один и тот же период. Если сделать это, то станет понятно, почему американские СМИ называют предстоящие переговоры «встречей века». Для них эта поездка – как нежданный подарок.
«В случае с Китаем личное отношение Си, то, насколько часто лидеры контактируют, обращения, какие-то послания, говорят о многом. Для Пекина всегда был важен личностный фактор в двусторонних отношениях. Поэтому все нелицеприятные отзывы о китайской политике и непрофессиональные высказывания, которые делали американские чиновники, не забыты», – подчеркнул политолог.
Напомним, что отношения между двумя странами ухудшились после того, как Байден приказал сбить в феврале предполагаемый китайский шпионский воздушный шар, пролетавший над территорией Соединённых Штатов.
С начала лета Вашингтон пытался наладить сотрудничество. Так, многие высокопоставленные чиновники администрации Байдена посетили Пекин, чтобы восстановить связи и доверие.