Дали Газа: какие вопросы появились к Израилю после атаки ХАМАС
Контролирующее сектор Газа движение ХАМАС заявило в субботу, 7 октября, о начале масштабной операции против Израиля. В СМИ пишут, что израильские армия и разведка оказались совершенно не готовы к подобному нападению. Кроме того, в причастности к произошедшему сразу же обвинили Иран и Россию. «Абзац» разбирался в происходящем.
Ирано-российский след
Ожидаемо в причастности к конфликту чуть ли не в первый же день начали обвинять Иран и Россию. The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на высокопоставленных чиновников в движениях ХАМАС и «Хезболла» сообщил, что офицеры Корпуса стражей исламской революции (КСИР) якобы с августа прорабатывали с представителями ХАМАС нюансы военной операции.
По информации источников WSJ, ХАМАС якобы общался с иранскими представителями в Бейруте, а на встрече 2 октября Иран дал разрешение на начало эскалации. Кроме того, по словам бывших офицеров американской разведки, тактика, которую движение использовало при нападении, якобы указывает на то, что Тегеран сыграл значительную роль в конфликте.
Президент Ирана Эбрахим Раиси позвонил главе политбюро ХАМАС Исмаилу Хании и выразил поддержку палестинскому народу и силам сопротивления. В свою очередь Миссия Ирана при ООН решительно опровергла обвинения в причастности к наступлению ХАМАС:
«Мы поддерживаем Палестину, но не участвуем в настоящих действиях ХАМАС. Израиль пытается таким образом оправдать свою неудачу и приписать её разведывательной мощи Ирана и оперативному планированию».
Эксперты Института военных исследований (ISW) в Вашингтоне решили зайти с другой стороны и заявили, что Россия якобы будет использовать нападение палестинских радикалов на Израиль для поддержки СВО.
Политолог Станислав Тарасов в комментарии для «Абзаца» объяснил, почему Россия не может быть причастна или заинтересована в этом конфликте:
«Интересно, что некоторые турецкие издания отметили, что единственной страной, которая сможет остановить Иран, если он захочет воевать с Израилем, станет именно Россия. Сегодня у министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова состоялась встреча с главой Лиги арабских государств (ЛАГ), поэтому, скорее всего, они обсудили возможные пути урегулирования».
Он добавил, что WSJ, обвиняя Иран, транслировала точку зрения Республиканской партии:
«Республиканцы критикуют [президента США Джо] Байдена за то, что тот пошёл на переговоры с Ираном, начал размораживать активы и пытался выйти на возобновление ядерной сделки. Действительно, Иран поддержал действия ХАМАС. Однако стоит помнить, что на официальном уровне иранское руководство открестилось от причастности к произошедшим атакам».
Небоевая готовность
Больше всего в западных СМИ удивляются тому, как ХАМАС «смог застигнуть высококвалифицированную армию Израиля врасплох». Корреспонденты Reuters Самия Накхул и Джонатан Сол пишут:
«Субботнее нападение – самая серьёзная брешь в обороне Израиля с войны в 1973 году. Два года ХАМАС держал свои военные планы в тайне и убеждал руководство Израиля, что не хочет войны. Это беспрецедентная разведывательная операция палестинского движения».
Генерал в отставке Яаков Амидрор, бывший советник премьер-министра Биньямина Нетаньяху по национальной безопасности, заявил в воскресенье, 8 октября, что нападение представляет собой «огромный провал разведывательной системы и военного аппарата на юге».
Политолог Станислав Тарасов отметил, что первым, кто говорил о том, что разведка Израиля была застигнута врасплох, был представитель ХАМАС. Уже после него об этом написали в Израиле и в западных СМИ.
«Все эти сообщения довольно противоречивы, и верить всему, что пишут, не стоит. На самом деле ещё где-то в апреле израильская разведка предупреждала правительства, что на позициях ХАМАС в секторе Газа замечено некое оживление. Были предупреждения о возможном готовящемся ударе. Структуры, которые принимали решения, либо проигнорировали эти данные, либо неправильно ими распорядилась», – добавил он.
По мнению эксперта, более странным выглядит неподготовленность израильской армии. Боевые группировки палестинских радикалов ведут равноценные бои, несмотря на то, что всегда считалось, что у Израиля очень хорошо подготовлены подразделения.
«Традиционные авиаудары, которые Израиль стандартно использовал во всех своих военных кампаниях в прошлом веке, сейчас как будто не дают ожидаемого преимущества. Скорее всего, всё будет решаться во время наземных боёв. Всё это, безусловно, шокировало израильское общество, которое жило в уверенности непобедимости своей армии», – заявил политолог.
Тарасов заключил, что исход происходящего неясен, но, конечно, это очень больной удар по правительству премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Большое удивление у международной общественности также вызывает опытность и профессионализм, с которыми действует ХАМАС.