Непутёвая Джидда: чем закончилась мирная встреча по Украине
В минувшие выходные в саудовском городе Джидда прошли переговоры по перспективам урегулирования конфликта между Россией и Украиной. Насколько успешной была встреча и поменялась ли позиция Китая по украинскому вопросу – читайте в материале «Абзаца».
В городе Джидда в Саудовской Аравии в прошедшие выходные собрались представители более 40 стран, чтобы по-новому взглянуть на возможности урегулирования российско-украинского конфликта. Так эту встречу представляли на Западе, однако в реальности всё выглядело несколько иначе.
Итоги встречи
Неназванный украинский чиновник в интервью для Reuters заявил, что переговоры в Саудовской Аравии о продвижении к мирному урегулированию украинского конфликта были «весьма продуктивными». Однако этим фантазиям противостоят реальные факты – двухдневные консультации не завершились принятием общего документа.
Репортёр Bloomberg Александр Николсон считает, что наиболее ощутимым итогом встреч в Джидде стал план формирования рабочих групп по различным вопросам десятипунктной «формулы мира» президента Зеленского.
«Аналогичная встреча прошла в конце июня в Дании, но на встрече в Саудовской Аравии обсуждались более конкретные вопросы. Встречи также различались по числу участников. В Джидде их было вдвое больше», – пишут корреспонденты американской газеты The Wall Street Journal (WSJ) Лоуренс Норман и Стивен Калин.
Китаевед и политолог Андрей Островский в комментарии для «Абзаца» заявил, что переговоры изначально не могли быть продуктивными, поскольку там отсутствовала Россия:
«Россия – это одна из сторон конфликта. Невозможно что-то решать, обсуждать возможности мира без представителя Москвы. Это всё равно, что проводить свадьбу без жениха или невесты».
Китайский вектор
Важным для встречи в Джидде стало участие делегации из Китая, так как Пекин считается одним из ключевых союзников Москвы. Корреспонденты WSJ не исключают, что в ближайшие недели пройдёт ещё один тур консультаций по Украине в том же формате.
«Пекин не хочет быть в стороне от крупных мирных инициатив, возглавляемых незападными странами. Учитывая, что Саудовская Аравия – важный партнёр Китая, становится ясно, что Пекин не мог пропустить встречу в Джидде», – сказал Reuters Юн Сун, директор китайской программы в аналитическом центре Центра Стимсона.
Многие западные аналитики отмечают, что решение Китая присоединиться к международным переговорам в Саудовской Аравии сигнализирует о возможных изменениях в подходе Пекина к кризису на Украине.
Участие Китая можно объяснить тем, что Пекин решил подробно изучить предложения других стран по мирному урегулированию, чтобы в дальнейшем выстраивать свою стратегию, учитывая все нюансы, считает китаевед и политолог Андрей Островский.
«Пекин в этом плане всё делает очень расчётливо и верно. Одно дело – сидеть у себя в стране и диктовать какие-то предложения оттуда. Куда важнее полностью понять конъюнктуру происходящего. У Пекина есть разработанная мирная программа из двенадцати пунктов. Думаю, встреча в Джидде помогла понять, что более актуально в этой программе, а что ещё нужно доработать», – сказал он «Абзацу».
Западные журналисты могут предполагать что угодно в отношении позиции Китая и о том, как она поменялась. В данном случае важно смотреть и анализировать, что пишут сами китайцы. По риторике в китайских СМИ через несколько недель будет понятно, поменялась ли как-то позиция Пекина или на самом деле нет, заключил Островский.