Постоянный и переменный поток: что ждёт отношения Москвы и Анкары
В среду прошёл первый за последние пять недель телефонный разговор между президентом Путиным и его турецким коллегой Эрдоганом. «Абзац» разбирался, смогут ли Москва и Анкара разрешить накопившиеся взаимные претензии.
Во время первых телефонных переговоров за последние пять недель лидеры договорились о скорой встрече, сообщила пресс-служба турецкого президента.
Диалог без обид
Вопросов друг к другу у президентов накопилось много. В начале июля Анкара, нарушив договорённости с РФ, выдала Киеву командиров признанного террористическим и запрещённого в РФ батальона «Азов». В свою очередь, Москва приостановила работу зерновой сделки.
Вопреки существующим разногласиям в Анкаре продолжают настаивать, что отношения между российским и турецким президентами остаются «прозрачными и позитивными».
Политолог Александр Асафов в комментарии для «Абзаца» заявил, что, несмотря на ряд конструктивных моментов в сотрудничестве России и Турции, таких как строительство АЭС «Аккую», планы по «Турецкому потоку» и газовому хабу, между странами есть и негатив.
«Во-первых, заявления и действия, Анкары, направленные на поддержку Украины. В июле начались работы по строительству завода на территории Украины по производству турецких беспилотников Bayraktar. Конечно, можно говорить, что это исключительно экономически выгодное партнёрство, но для России – это поставка вооружения Киеву. Во-вторых, после выхода России из зерновой сделки Эрдоган как один из главных инициаторов начал давление на Москву. Турция снижает объёмы закупок российских товаров, в том числе газа», – пояснил политолог.
Он не сомневается, что в ходе встречи Путина и Эрдогана турецкий лидер снова заговорит о возобновлении зерновой сделки. Она была выгодна Анкаре как в репутационном плане, так и в финансовом. Для турецкого лидера важно, чтобы на Западе его воспринимали как посредника в диалоге с Москвой.
«Позиция России по вопросу о возобновлении зерновой сделки предельно ясна. Я не думаю, что Эрдогану удастся как-то её поменять. Но это рабочие моменты, которые не мешают России и Турции продуктивно сотрудничать», – отметил Асафов.
БРИКСТ быть?
Другим важным вопросом, который могут обсудить Путин и Эрдоган во время встречи, является желание Турции вступить в БРИКС. Турецкий президент сообщил о своём намерении в конце прошлого месяца.
«В повестке Путина и Эрдогана могут быть вопросы сотрудничества в Африке и на Ближнем Востоке. Потому что это приоритетное направление для обеих стран», – сказал «Абзацу» Асафов.
Он пояснил, что Турции интересны любые формы сотрудничества с БРИКС. А для Москвы привлечение в альянс новых стран подтвердило бы жизнеспособность модели многополярного мира, поэтому вступление Турции приветствуется, добавил политолог.
Отношения Турции и России – выгодное партнёрство, которое будет развиваться независимо от того, что происходит в мире, заключил Асафов.