Смогут ли мирные инициативы прекратить конфликт на Украине: мнение экспертов
За время, прошедшее с начала спецоперации, многие страны представили свои планы мирного урегулирования конфликта. «Абзац» разбирался, какой из предложенных проектов может оказаться успешным.
Китайский мирный план
24 февраля 2023 года Министерство иностранных дел КНР опубликовало документ из двенадцати пунктов под названием «Позиция Китая по политическому урегулированию украинского кризиса».
Он вызвал неоднозначную реакцию у международного сообщества. Российская сторона заявила об «открытости к предложениям для возможностей мирного урегулирования». Однако пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что «пока нет никаких условий, которые нужны, чтобы довести эту историю до мира».
Западные лидеры раскритиковали китайское предложение. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что «мир не должен быть обманут никакими шагами Китая или любой другой страны, которые пытаются заморозить конфликт на своих условиях.
Бразильская версия мира
В апреле 2023 года президент Бразилии Лула да Силва заявил, что его страна выступает за «политическое решение конфликта путем переговоров» и выразил озабоченность возможными глобальными последствиями российско-украинского конфликта для беднейших стран мира.
Бразильский лидер предложил создать «клуб мира» из группы нейтральных стран, включая Бразилию и Китай. Государства, входящие в это объединение, должны будут пытаться договориться о мире на Украине.
Китайские партнёры идею бразильца поддержали. Бывший министр иностранных дел Поднебесной Ван И говорил о том, что Пекин готов работать со всеми членами международного сообщества, включая Бразилию.
Африканское миротворчество
В мае этого года стало известно, что Африка подготовила свой мирный план по Украине. Президент ЮАР Сирил Рамафоса заявил, что о нём уже знают Путин и Зеленский. По его словам, данный план уже поддержали ряд африканских государств, включая Сенегал, Уганду и Египет.
Рамафоса проинформировал о плане генсека ООН и провел переговоры с Путиным и Зеленским. По его словам, оба президента готовы принять миссию африканских лидеров по мирному урегулированию конфликта. Однако детали самого плана пока не раскрываются.
Мнения экспертов
Политолог Георгий Фёдоров в комментарии для «Абзаца» заявил, что, если рассматривать все эти посреднические инициативы, то самой сильной и перспективной на его взгляд можно считать план, предложенный Китаем.
«Когда мы говорим о каких-то мирных инициативах и пытаемся оценить их эффективность, стоит понимать, что главными здесь являются не те страны, которые представляют инициативы, а те, кто непосредственно вовлечены в конфликт. То есть без согласия России и Украины никакие мирные переговоры невозможны», – добавил он.
Поэтому пока подобные предложения можно рассматривать скорее как один из рычагов внешней политики, с помощью которого страны-миротворцы повышают свой авторитет, пояснил политолог.
«Несмотря на то, что пока эти инициативы представляются чем-то невозможным и не слишком эффективным, надо помнить, что любой конфликт заканчивается мирными переговорами. Поэтому рано или поздно все эти инициативы могут пригодиться, и хорошо, что они вообще появляются, а некоторые даже представляют альтернативный взгляд на происходящее», – заключил Фёдоров.
Политолог Виталий Вышкварцев в беседе с «Абзацем» отметил, что сложившаяся ситуация хорошо демонстрирует, что ООН изжила себя:
«Именно эта организация должна была бы заниматься миротворчеством и именно под её эгидой должны были состояться переговоры. Однако ООН не способна выполнить своих прямых обязательств, а наоборот только подливает масла в огонь».
Он обратил внимание на то, что все имеющиеся сейчас планы по мирному урегулированию, исходят от стран Востока или Латинской Америки.
«Лично мне кажется, что эти страны вместе с их мирными инициативами могут создать базис для формирования нового международного объединения, которое может прийти на смену ООН», – сказал Вышкварцев.
Однако сразу на веру принимать все предложенные мирные инициативы не стоит. Их необходимо разбирать и соотносить с российскими ориентирами, заключил политолог.