Проверка для Эрдогана: о чём свидетельствуют итоги выборов в Турции
Вчера в Турции прошли выборы президента. По их итогам ни один из кандидатов не смог получить 50% голосов, поэтому страну ожидает второй тур. «Абзац» разбирался, о чём свидетельствуют результаты голосования и каковы шансы Эрдогана на победу.
По итогу первого тура президентских выборов в Турции действующий лидер страны Реджеп Тайип Эрдоган получает 49,51% голосов, а лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу набрал 44,88%. Избирком официально назначил второй тур президентских выборов на 28 мая. Во втором туре будут участвовать только Эрдоган и кандидат от альянса оппозиционных партий.
Кроме президентских, в стране прошли также и парламентские выборы. По их итогам правящий «Народный альянс» занимает 322 места в парламенте. Оппозиционный «Национальный альянс» получил 35,19% (212 мест).
Не проигрыш, но и не победа
Как отмечают многие СМИ, президент Турции за два десятилетия своего пребывания у власти создал образ сильного и непобедимого лидера. Однако после таких результатов в первом туре выборов он стал выглядеть уязвимее.
Руководитель Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров подтвердил, что Эрдоган действительно не имел и не имеет стопроцентной поддержки населения. Турция расколота, и так было всегда.
«С того самого времени, как Эрдогану удалось поменять законодательство и Турция превратилась в президентскую республику, он начал продвигать исламские ценности, традиционализм. Это и стало причиной раскола, потому что некоторые части населения восприняли подобные решения негативно. Поэтому именно на идее о возвращении к заветам Кемаля Ататюрка Кылычдароглу и строит свою кампанию», – сказал он «Абзацу».
Второй фактор, который сыграл против Эрдогана, – это уменьшение значимости роли армии. Когда в 2016 году военные по наущению США попытались убрать Эрдогана, он отреагировал очень остро, провёл чистки и стал опираться на совершенно другие круги.
«Турецкому руководству не следует играть в Европу. Эрдоган это прекрасно понимает. При всей своей прогрессивности Турция – всё-таки абсолютно ближневосточная страна, со своими традициями, которые не коррелируют с европейским взглядом на мир. Именно из-за иллюзий о европейском пути и возникают множественные проблемы и разлад внутри населения», – добавил эксперт.
Шатров не считает, что результат выборов был как-то фальсифицирован и подстроен со стороны США или ЕС. Подобные цифры были ожидаемы, учитывая все нюансы внутренней обстановки в Турции. Это подтверждают и результаты парламентских выборов.
«Партия Эрдогана, конечно, выиграла выборы в парламент и получила большинство мест, но это не подавляющее большинство. Всё равно оппозиция заняла довольно много мест, поэтому с её мнением придётся считаться», – заключил он.
Второй тур
Как отмечает редактор Би-би-си Пол Кирби, именно участие третьего кандидата – Синана Огана – спутало все карты и не дало ни Эрдогану, ни Калычдароглу получить заветные 50% голосов. То, как поведёт себя электорат Огана, повлияет на итоги второго тура.
«Эти 5% от Синана Огана на самом деле очень важны, но нельзя сейчас с абсолютной точностью заявить, что поддержат только Эрдогана или только Кылычдароглу. Думаю, что 5% распределятся равномерно между кандидатами», – сказал Шатров.
Он сомневается, что США или другие страны Запада будут устраивать в период до второго тура выборов митинги и попытки переворота. В целом подобных выступлений можно ожидать, но только из-за внутренних противоречий.
«Я предполагаю, что Эрдоган всё-таки выиграет второй тур выборов, но это будет непростая битва. Ему придётся доказывать избирателям, что он достойный кандидат и что они не пожалеют, проголосовав за него. Однако Эрдоган должен победить с явным перевесом, чтобы не было после выборов никаких попыток оспорить результаты», – добавил эксперт.
Конечно, для России будет приемлемее, если выиграет Эрдоган. Он уже понятная фигура, с которым налажены контакты. Напротив, Кылычдароглу уже неоднократно позволял себе всевозможные негативные высказывания в адрес Москвы, что немного настораживает, заключил Шатров.