Дружбе конец? Почему лидер турецкой оппозиции обрушился с критикой на Россию
Вчера лидер турецкой оппозиции Кемаль Кылычдароглу обвинил Россию в «подделывании» видеоконтента и «заговоре» против его альянса. «Абзац» разбирался, какую политику в отношении Москвы будет проводить оппозиция в случае победы на выборах.
В четверг глава «Национального альянса Турции» Кемаль Кылычдароглу обвинил россиян в якобы причастности к разработке фейковых видео и записей, которые настраивали избирателей против его политической силы.
На своей официальной странице в Твиттере он обратился к россиянам на русском языке:
«Дорогие русские друзья, вы стоите за монтажами, заговорами, контентом Deep Fake и записями, которые вчера были разоблачены в этой стране. Если вы хотите продолжения нашей дружбы после 15 мая, держите руки подальше от турецкого государства. Мы по-прежнему выступаем за сотрудничество и дружбу».
Расстановка сил
За несколько дней до выборов из гонки вышел один из кандидатов – лидер Партии отечества Мухаррем Индже. На протяжении долгого времени он получал угрозы в социальных сетях и обвинения в коррупции. Прокуратура Анкары была вынуждена начать расследование по делу о шантаже.
Многие аналитики полагают, что отказ Индже от участия в выборах потенциально может помочь лидеру оппозиции, потому как тот небольшой процент электората, который собирался голосовать за Индже, переметнётся к Кылычдароглу.
«Поддержка Индже была невелика – около 2-5%. Партия Эрдогана надеется перетянуть их на свою сторону, но мы уверены, что сторонники Индже хотят положить конец правлению Эрдогана, поэтому будут голосовать за лидера «Национального альянса», – сказал CNN советник Кылычдароглу Мехмет Карли.
Руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев в комментарии для «Абзаца» усомнился, что люди, поддерживающие Индже, будут голосовать за Кылычдароглу после вчерашнего обвинения в адрес России. Электорат Кылычдароглу не поддержит однозначно антироссийскую политику.
«Электорат у него в целом антиэрдогановский, но не однозначно прозападный. Среди избирателей определённо есть те, кто выступает однозначно за укрепление сотрудничества с Вашингтоном, но их не так много», – сказал эксперт.
Отношения с Россией
Закономерно встаёт вопрос: что будет с отношениями России и Турции в случае победы Кылычдароглу?
Репортёры Селкан Хаджаоглу, Фират Козок и старший редактор Bloomberg в Стамбуле Тайлан Билгич отмечают, что под руководством Эрдогана Турция установила тесные связи с Кремлём.
«Россия строит первую в стране атомную электростанцию и поставила турецким военным системы противоракетной обороны С-400, против чего категорически возражают США и НАТО. Кылычдароглу пообещал восстановить натянутые отношения Турции с западными союзниками во главе с США в случае своего избрания», – говорится в материале.
Гумер Исаев считает, что не стоит делать из Эрдогана главного союзника России, а из лидера оппозиции – главного друга Вашингтона и всерьёз воспринимать вчерашнее заявление лидера турецкой оппозиции.
«Для турецкой политики всегда была характерна история с громкими заявлениями противоборствующих сил, особенно перед выборами. С другой стороны, очевидно, что Эрдоган является символом независимой от Соединённых Штатов политики Анкары. Конечно, не во всех вопросах и не всегда искренне, но нынешний президент противостоял Вашингтону по ряду вопросов даже несмотря на то, что Турция является членом НАТО», – сказал он.
Исаев подтвердил, что независимая политика Эрдогана поддерживалась Россией, особенно в сложившейся ситуации. Страны с подобной позицией необходимы.
«Однако мы не можем с уверенностью сказать, что Турция однозначно всегда поддерживала Россию. Поэтому не стоит думать, что в случае, если на место Эрдогана придёт кто-то другой, Анкара резко поменяет свою позицию и отвернётся от Москвы. Не стоит забывать об экономических факторах, потому что Россия и Турция уже довольно тесно связаны экономически, отказаться от партнёрства будет губительно», – добавил эксперт.
Он не исключил, что если Кылычдароглу придёт к власти, то в первое время, чтобы не навлечь на себя гнев западных гегемонов, он будет ужесточать экономические, торговые договоры. Может быть, турки перестанут закрывать глаза на обход санкций, но это и так периодически происходит.