Не про Си: почему Зеленскому не помогут телефонные переговоры с лидером Китая

Сегодня состоялся первый с начала специальной военной операции телефонный разговор лидера КНР Си Цзиньпина и президента Украины Владимира Зеленского. «Абзац» разбирался, насколько важен этот звонок и почему Пекин согласился выйти на связь с Киевом.
Сегодня состоялись неожиданные телефонные переговоры между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом Украины Владимиром Зеленским. Это был первый контакт между китайским и украинским лидерами с момента начала СВО. Звонок был инициирован украинской стороной.
Си Цзиньпин заявил, что Китай будет сотрудничать с Киевом вне зависимости от международной ситуации. Пекин также намерен направить на Украину представителя своего правительства по евразийским делам для консультаций по политическому урегулированию кризиса.
«Китай будет решительно содействовать переговорному процессу и прекращению огня в кратчайшие сроки», – подчеркнул Си.
Значительное событие
Западные СМИ отнеслись к произошедшему со всей серьёзностью и назвали звонок «невероятно значительным» не только для Китая и Украины, но и для всего международного сообщества.
«Позиция Китая в этом конфликте очень важна. Пекин позиционирует себя как потенциальный миротворец и хочет, чтобы его считали силой, способной установить мир», – отмечает корреспондент Sky News в Азии Хелен-Энн Смит.
Она добавила, что позиция Китая вызывает определённый скептицизм со стороны Запада, но сбрасывать Пекин со счетов не следует ни в коем случае. Это одна из крупнейших экономик мира и, возможно, единственная страна, «способная повлиять на Россию».
Однако китайские аналитики сомневаются, что этот единичный контакт может привести к каким-либо реальным изменениям, поскольку у Китая есть причины, по которым он не хочет видеть «ослабленную и побеждённую Россию».
«У Пекина гораздо больше практического интереса в отношениях с Москвой, чем с Киевом. Сегодняшняя Украина находится в состоянии войны, Китай просто потеряет там все свои инвестиции, и мы не знаем, как Украина будет выглядеть в будущем», – сказал New York Times профессор международных отношений Нанкинского университета Чжу Фэн.

Профессор Института стран Востока, эксперт РАН Анатолий Кошкин сказал «Абзацу», что наиболее значимым в этом звонке можно считать решение Китая отправить своего представителя на Украину.
«Это очень правильный шаг с точки зрения руководства КНР, он делается для того, чтобы иметь точную информацию о том, что происходит на Украине. В самих заявлениях Си Цзиньпина не было ничего нового, он до этого много раз говорил о необходимости решения конфликта мирным путём. Западные СМИ просто зацепились за сам факт переговоров и, как обычно, раздули ситуацию», – добавил он.
Старые друзья и партнёры
Кроме того, на Западе бросились объяснять, что Китай и Украина – «давние и надёжные» партнёры. Корреспондент New York Times Вивиан Ван отмечает, что до начала СВО китайско-украинские связи укреплялись:
«В 2019 году Китай был крупнейшим торговым партнёром Украины и главным импортёром ячменя и железной руды. Украина также была крупнейшим поставщиком кукурузы в Китай и вторым по величине поставщиком оружия. Первый китайский авианосец «Ляонин» был списанным советским кораблём, купленным на Украине и отремонтированным ВМС Китая».
После начала спецоперации официальные китайские средства массовой информации переняли позиции Кремля только для того, чтобы обвинить НАТО в разжигании конфликта, добавила журналистка.
«До того, как ситуация обострилась, экономические отношения между странами действительно были. Китай финансировал множество проектов на Украине, но, как сейчас выясняется, все эти деньги можно считать пропавшими, из проектов ничего не вышло, и Китай понёс большие убытки», – подтвердил «Абзацу» Кошкин.
Эксперт заключил, что возобновить финансирование будет довольно сложно, но Киев может попытаться.