Почему возможное возвращение Сирии в Лигу арабских государств заставляет нервничать США
Сегодня в саудовском городе Джидда пройдёт саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), где страны-участницы решат, готовы ли они вернуть Сирию в свои ряды. «Абзац» разбирался, к чему приведёт возвращение Дамаска в организацию и какую роль в восстановлении дипломатических контактов сыграла Москва.
Саудовская Аравия в помощь
В минувшую среду в Джидде состоялась неожиданная встреча министра иностранных дел Саудовской Аравии Фейсала бен Фархана Аль Сауда и его сирийского коллеги Фейсала Микдада.
Это был первый визит высокопоставленного сирийского дипломата в королевство более чем за десять лет. Ранее Микдад встречался со своими египетскими и иорданскими коллегами. Эти встречи ознаменовали окончание региональной изоляции Сирии.
«Возобновление саудовско-сирийских отношений – это наиболее значительный шаг арабских государств по нормализации отношений с [президентом Сирии Башаром] Асадом. Эр-Рияд понял, что изоляция Дамаска не работает», – пишет в своём материале информационное агентство Reuters.
В совместном заявлении министров по итогам переговоров в Джидде отмечалось, что Эр-Рияд готов оказывать поддержку сирийским государственным институтам для прекращения присутствия вооружённых формирований и вмешательства извне во внутренние дела Сирии.
Старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Чупрыгин в комментарии для «Абзаца» напомнил, что все попытки управлять Сирией и сменить Башара Асада, которые предпринимались с 2011 года, провалились и оказались несостоятельными просто потому, что поменять его не на кого.
«Саудовская Аравия, ОАЭ и другие ближневосточные страны пошли на сближение с Дамаском, потому что стало ясно, что Башар Асад – сильный и опытный политик. Конечно, ему оказывается поддержка из-за рубежа Москвой, но и внутри страны велика поддержка среди населения», – сказал он.
Оппозиция даже не смогла выдвинуть единого сильного кандидата, а те лидеры, которые были, своей риторикой и целями не устраивали ту же Саудовскую Аравию, добавил эксперт.
«Заслуга Москвы в процессе восстановления дипломатических контактов Сирии с другими ближневосточными странами, безусловно, есть. По самой простой причине – если бы Башара Асада не поддерживала Москва, то его власть не устояла бы, а его самого убрали бы с сирийской политической арены», – пояснил Чупрыгин.
По сообщениям некоторых СМИ, Саудовская Аравия планирует пригласить Асада на саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), который Эр-Рияд должен провести 19 мая.
Триумфальное возвращение?
Сегодня в саудовской Джидде соберутся члены ЛАГ, чтобы решить, готовы ли они вернуть Сирию в состав организации. Единого мнения по этому вопросу среди арабских стран нет.
По информации The Wall Streat Journal (WSJ), по меньшей мере пять членов Лиги (среди которых Марокко, Кувейт, Катар, Йемен и, предположительно, Египет) отказываются вновь принять Сирию. Кроме того, на арабов давят Соединённые Штаты, которые выступают против любой легитимизации сирийских властей.
«Исключение Сирии из ЛАГ и вообще из общего политического процесса на Ближнем Востоке принесло только вред тем, кто её исключил. Сирия – это центр Ближневосточного региона, его сердце. Страна всегда имела чрезвычайно важное значение для развития региональных связей, для функционирования политических элит в самой Сирии и соседних странах», – сказал «Абзацу» Андрей Чупрыгин.
Возвращение Сирии в ЛАГ поможет Асаду легитимизировать свою власть на региональном уровне. Сейчас Асад физически не в состоянии вернуть контроль над северной частью страны, считает Чупрыгин. Эти районы входят в зону интересов Турции и Соединённых Штатов.
«Не исключаю, что с возвращением Сирии в ЛАГ у Асада появится куда больше возможностей для того, чтобы запустить процесс восстановления суверенитета и контроля над северными территориями. У ЛАГ много политических и экономических возможностей, чтобы Асаду помочь. Но между началом процесса и его завершением существует огромная разница», – отметил эксперт.
Он пояснил, что сейчас Соединённые Штаты входят в конфликт со своими основными партнёрами на Ближнем Востоке, то есть с Саудовской Аравией. Пока невозможно предсказать, чем эти противоречия закончатся. Возможно, всё вернётся на прежние позиции, но есть вероятность, что политическая карта Ближнего Востока полностью поменяется.
Если Сирию примут в ряды ЛАГ, а страны-участницы объявят о своей приверженности восстановлению суверенитета Сирии в её прежних границах, то Штаты потеряют свои позиции, заключил Чупрыгин.