рубрики

Ближневосточный клубок проблем: почему конфликт между Палестиной и Израилем разгорелся с новой силой
Фото: TASS / EPA / ALAA BADARNEH

В четверг вечером начался новый виток эскалации в отношениях между Израилем и ХАМАС. Сектор Газа и Израиль обменялись авиаударами. «Абзац» разбирался, насколько авиаудары по Газе на руку действующему премьеру Биньямину Нетаньяху.

Очередное обострение

Сегодня рано утром израильские военные нанесли удары по объектам на юге Ливана и по сектору Газа. Такой ответ приготовило израильское правительство на вчерашние обстрелы, которые совершала группировка ХАМАС с территории южного Ливана.

По оценкам армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), вчерашние ракетные обстрелы были самыми масштабными со времён войны 2006 года. Бо́льшую часть из 34 снарядов удалось перехватить, но было два попадания.

Новый виток напряжённости начался после полицейских рейдов в священной для мусульман мечети Аль-Акса в Иерусалиме на Храмовой горе, которые произошли на этой неделе.

Как отмечают многие аналитики, подобный всплеск насилия во время священного для мусульман месяца Рамадан и еврейского праздника Песах, который в этом году начался 5 апреля, – явление постоянное. Подобные столкновения стали причиной для начала так называемой одиннадцатидневной войны между Израилем и ХАМАС в 2021 году.

Сильный лидер

Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху в сложившейся ситуации предстал перед народом как сильный лидер, который готов защищать свою страну и её граждан. Такой образ ему очень на руку, учитывая политический кризис, сложившийся в стране из-за спорной судебной реформы.

В начале заседания кабинета министров Нетаньяху сказал, что продолжающиеся внутренние разногласия в израильском обществе не помешают стране твёрдо и решительно отреагировать на эскалацию:

«Мы все без исключения едины в вопросе защиты страны. Наши враги снова узнают, что во времена, когда мы подвергаемся испытаниям, израильские граждане объединяются».

Политолог Станислав Тарасов отмечает, что Нетаньяху сейчас находится в таком положении, когда авторитет уже подорван, поэтому он вынужден что-то предпринять и отреагировать на агрессию со стороны ХАМАС.

«Нетаньяху в данном случае просто загнан в угол. С одной стороны, на него давят противники судебной реформы и люди, которые в целом не поддерживают его правительство. С другой стороны, основной электорат Нетаньяху – это люди, которые в целом поддерживают эскалацию с ХАМАС, потому что они устали от постоянно нависающей угрозы обстрелов», – сказал он «Абзацу».

Ближневосточный клубок проблем: почему конфликт между Палестиной и Израилем разгорелся с новой силой
Фото: TASS / Ahmed Zakot

Возвращение в большую игру

В данной ситуации фактически сошлось много разных факторов, которые привели к новому витку эскалации, считает Тарасов. Во-первых, совпали два религиозных праздника – мусульманский Рамадан и иудейский Песах. Во-вторых, произошёл инцидент в Аль-Аксе, что не могло не вызвать недовольство мусульман.

«Однако есть и неочевидные детали происходящего в Израиле кризиса. Не так давно появилась информация о том, что после переговоров между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Пекина прошли секретные переговоры Ирана и Израиля также при посредничестве Китая. Да, это не подтверждённая информация, но это вызвало возмущение внутри израильского истеблишмента, что также побудило Нетаньяху действовать сейчас», – рассказал Тарасов.

Интересно, что изначально израильский истеблишмент начал обвинять в причастности к обстрелам иранские дроны, но в итоговой речи Нетаньяху не сказано было практически ничего про Иран.

Тарасов считает, что Нетаньяху не хочет большого конфликта прямо сейчас:

«Израиль мечтает вернуться в высшую лигу на международной арене. Его предшественники полностью шли на поводу у Соединённых Штатов, а Нетаньяху этого не хочет, но для этого необходимо сохранять баланс во внешней политике и одновременно наладить ситуацию внутри страны».

Сейчас нельзя сказать однозначно, удастся ли Нетаньяху контролировать ситуацию. На данном этапе это всё ещё управляемая эскалация между ХАМАС и ЦАХАЛ, чтобы снизить напряжение внутри израильского общества, но Нетаньяху буквально балансирует на грани, заключил политолог.

telegram
Рекомендуем