Президент Ирана в Китае: будет ли создан треугольник «Москва – Тегеран – Пекин»
Сегодняшний приезд президента Ирана Ибрахима Раиси в столицу Китая наделал немало шума в западной прессе. Многие обсуждают возможности для дальнейшего углубления сотрудничества Тегерана не только с Пекином, но и с Москвой. «Абзац» выяснял, насколько возможно создание такого трёхстороннего блока.
Сегодня президент Ирана Ибрахим Раиси в сопровождении большой делегации прибыл с трёхдневным визитом в Пекин. Его приезд направлен на развитие экономических и двусторонних связей.
«В этой поездке будут доработаны механизмы для введения в действие всеобъемлющего соглашения Ирана и Китая», – сказал политический помощник иранского президента Мухаммед Джамшиди.
Это первый государственный визит иранского президента в Китай за два десятилетия. Более того, он состоялся по личному приглашению лидера КНР Си Цзиньпина.
Особые отношения
По мнению многих иностранных экспертов, подобный визит свидетельствует о высоком уровне доверия, который существует между лидерами, и о том, что КНР придаёт особое значение развитию отношений с Ираном.
На важность происходящего для Тегерана указывает и тот факт, что перед поездкой в Китай президент Раиси встретился с религиозным лидером страны, аятоллой Али Хаменеи, чтобы проинформировать его о деталях предполагаемых переговоров.
Кроме того, в преддверии своего трёхдневного визита иранский президент написал статью для официальной газеты Коммунистической партии Китая (КПК) People’s Daily. В ней Раиси пишет, что у Тегерана и Пекина, подписавших соглашение о партнёрстве сроком на 25 лет для расширения взаимного сотрудничества, много общего.
«Страны занимают схожую позицию в отношении глобальных событий, выступают против империализма и настаивают на важности уважения прав и национальных интересов других народов», – говорится в статье.
Китай остаётся крупнейшим торговым партнёром Ирана с общим объёмом торговли более $20 млрд. Данные иранской таможни за 10 месяцев текущего иранского календарного года, который заканчивается в марте, показывают, что Тегеран экспортировал в Поднебесную товаров на сумму $12,6 млрд и импортировал – на $12,7 млрд.
Реакция извне
Крупное арабоязычное издание Al Jazeera отмечает, что наряду с Россией Китай дал понять, что поддерживает стремление Ирана присоединиться к группе БРИКС, состоящей из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.
Bloomberg посчитал поездку Раиси сигналом к тому, что отношения между странами укрепляются на фоне их напряжённости во взаимодействии с США.
Многих западных экспертов особенно беспокоит возможность создания трёхстороннего союза между Ираном, Китаем и Россией. По словам политолога Станислава Тарасова, о подобном объединении говорят уже давно. Однако он напомнил, что в этом вопросе есть некоторые нюансы.
«Москва готова идти на широкое военно-техническое сотрудничество, кроме сотрудничества в торгово-экономической сфере. В то же время Китай очень осторожно относится конкретно к военному аспекту и больше концентрируется на развитии экономических отношений», – сказал он «Абзацу».
По мнению политолога, Иран в этом треугольнике выступает как равноценный геополитический игрок со своими полномочиями, суверенитетом и интересами.
«Визит Раиси – это своеобразная демонстрация того, что у Ирана есть партнёры, он не одинок. Запад – а в большей степени Соединённые Штаты – всегда выступал в переговорах с Тегераном с позиции силы. Из-за их жёсткой линии в тупике оказались переговоры по ядерной программе, а санкции с Ирана так и не сняли», – добавил он.
Тарасов считает, что провальная политика Запада по отношению к Ирану толкает его на другие векторы развития. Тут наиболее явными остаются российский и китайский. Эти страны выстраивают равноправный диалог, учитывая интересы и позиции друг друга.