Почему дружба Алжира с Италией не спасёт Европу от проблем с нехваткой газа
Премьер-министр Италии Джорджа Мелони совершила свой первый иностранный визит, и не куда-нибудь, а в Алжир. Европа давно мечтает, чтобы эта североафриканская страна помогла ей преодолеть газовый кризис. Пойдёт ли Алжир на это и как Риму удалось сформировать хорошие отношения с ним – читайте в материале «Абзаца».
Триумфальная поездка
В начале недели премьер-министр Италии Джорджа Мелони завершила свой визит в Алжир, основной целью которого было обсуждение поставки газа в Италию и продвижение плана «неграбительского сотрудничества» со странами Африки.
Итальянский премьер назвала Алжир наиболее стабильным и давним стратегическим партнёром Рима в Северной Африке. Особенно примечательно, что это был первый двусторонний визит итальянского премьера после избрания в прошлом году.
С начала спецоперации России на Украине запасы природного газа Алжира сыграли определённую роль в снижении энергетической зависимости Италии от российского газа.
«Потоки газа из Алжира в прошлом году увеличились, но не так сильно, как того требует ситуация. Они даже снизились в январе, что вынудило Италию покупать больше российского газа», – сказал Франческо Сасси, научный сотрудник, специализирующийся на энергетической геополитике в итальянской консалтинговой компании RIE.
Множество сделок, которые были заключены в ходе визита, и тёплых слов, которыми обменялись лидеры стран, отражают традиционную близость между Римом и Алжиром.
Историческая память
Мелони начала своё путешествие с возложения венка к памятнику, посвящённому алжирцам, погибшим в борьбе страны за независимость от Франции. А после посетила сад, посвящённый Энрико Маттеи, легендарному основателю итальянской энергетической компании ENI, который финансировал борьбу Алжира за независимость в 1950-х и начале 1960-х.
Премьера символично сопровождал нынешний босс ENI Маттео Декальци, который считается главным архитектором продолжающегося перехода Италии с российского газа на алжирский.
Места, которые посещала Мелони, выбраны неслучайно. Они все связаны с борьбой Алжира за независимость от Франции и напоминают о той роли, которую сыграла Италия в ней. Это очень важная для самих алжирцев тема и причина их нелюбви к Франции.
«В глазах алжирцев ENI – это гораздо больше, чем просто компания. Это символ итало-алжирской дружбы и отношений, которые восходят к периоду до обретения независимости. Алжир всегда благодарен своим союзникам. Мы не забыли, что ENI была одной из очень немногих компаний, которые не бежали во время гражданской войны в стране в 1990-х», – сказал алжирский журналист Акрам Хариеф.
Не решение проблемы
Эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович заявил, что если в Европу пойдёт больше газа, то это будет хорошо не только для Италии, но и для других стран Евросоюза.
«Другой и более важный вопрос: может ли Алжир выдать больше объёмов газа в ближайшее время? Я в этом сильно сомневаюсь», – сказал он «Абзацу».
Митрахович напомнил, что Алжир в основном направлял газ в Испанию. Те потоки голубого топлива, которые поставлялись в Италию в прошлом году, были перенаправлены как раз из испанских поставок.
«Алжир поругался с Испанией, которая в конфликте вокруг Западной Сахары поддержала Марокко. Именно поэтому из двух труб, которые есть между Алжиром и Испанией, сейчас работает только одна – которая идёт по морю. А которая шла через Марокко – сейчас не работает. Соответственно, у Алжира появились лишние мощности, презентованные Италии. Однако это не значит, что Алжир производит больше», – пояснил Митрахович.
В этом вопросе ещё надо учитывать, что Алжир – это страна, которая наращивает собственное потребление. Эксперт уверен, что этот фактор будет сдерживать мощности поставок кому-то ещё.
Митрахович допустил, что Италия сможет выторговать себе несколько дополнительных миллиардов кубометров газа. Другое дело, что полностью это проблему не решает.