Видео © Абзац / Кто был неправ? Всё, что вы не знали о продаже Аляски

18 марта 1867 года Российская империя уменьшилась на полтора миллиона квадратных километров, лишившись своей самой крупной заморской территории – «Русской Америки». Огромная часть Североамериканского континента, включавшая в себя не только Аляску, но и Тихоокеанское побережье, была продана Соединенным Штатам. Казалось бы, почти 160 лет прошло. Уже все забыли давно. А нет. Внезапно вопрос Аляски актуализировался. Он стал частью американской пропаганды. В материале «Абзаца» Катерина Лысенкова разбирается, кто и зачем продал Аляску Штатам и почему они кажутся недовольными этой сделкой.

Сегодня многие с уверенностью скажут, что Аляску американцам зачем-то продала Екатерина II, хотя это даже технически было невозможно. Открытая в 1732 году русскими исследователями Михаилом Гвоздевым и Иваном Федоровым в ходе экспедиции на боте «Святой Гавриил», Аляска получила свое первое русское поселение только в 1784-м, а официально перешла под наше управление после создания Русско-американской компании в 1799-м, через три года после смерти императрицы.

Кто был неправ? Все, что вы не знали о продаже Аляски
Фото © Wikipedia

Аляску продал Александр II. Зачем? Вроде бы неплохо все начиналось: Российско-американская компания купца Шелихова получила монополию на ведение бизнеса в так называемой Русской Америке и официально начала отвечать за освоение региона. Основной интерес он тогда представлял из-за пушнины: на Аляске обнаружили крупную популяцию каланов – морских выдр с густым и теплым мехом, представлявшим большую ценность. Охота на этих зверей велась в промышленных масштабах и приносила в казну немалые деньги. Только с 1809 по 1819 год на Аляске добыли меха на 15 миллионов рублей. Однако по мере сокращения популяции каланов промысел стал приносить все меньше прибыли, а содержание «Русской Америки» становилось невыгодным.

Более того, экономическое развитие региона сильно осложнялось враждебной деятельностью США и Великобритании. Те вынудили Россию заключить с ними конвенции в 1824 и 1825 годах. По этим конвенциям американцы и англичане получали право беспрепятственной торговли в русских владениях на Аляске. А к концу 30-х здесь и вовсе появилась жесткая конкуренция с американскими предпринимателями. Прибрежные воды Аляски превратились в центр американского китобойного промысла.

Кто был неправ? Все, что вы не знали о продаже Аляски
Фото © Wikipedia / The U.S. National Archives

Мы такой предпринимательской активностью похвастаться не могли. К 1867 году на полуострове жило около 12 тысяч представителей коренных народов, а общая численность населения была около 50 тысяч человек. Русских при этом было всего около одной тысячи, большинство из них так и не осели на новой земле. Русские работники получали паспорт на семь лет, отправлялись туда, трудились около пяти-шести лет, а потом возвращались на родину. Численность экономически активного русского населения и так была мала, а еще Российско-американская компания не смогла справиться с сопротивлением местных, которые всячески противились нашей экспансии, имея при этом многократное численное превосходство.

Первым вопрос об уступке колоний подняло руководство Российско-американской компании в 1845 году, после очередной полосы кризиса, запросив также финансовую помощь у властей. Однако на государственном уровне эта идея не обсуждалась, и так было вплоть до 1853 года, до Крымской войны. Тогда генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский писал: «С изобретением и развитием железных дорог более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что североамериканские штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется уступить североамериканские владения наши».

Кто был неправ? Все, что вы не знали о продаже Аляски
Фото © Wikipedia / Генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский

Главные аргументы за продажу Аляски были таковы:

  • отсутствие должных ресурсов для освоения региона;
  • рост числа проблем, связанных с освоением более близких материковых регионов России, в том числе Дальнего Востока;
  • опасность экспансии США.

Другими словами, идея была такая: если сейчас не продадим, потом просто отнимут.

Кто был неправ? Все, что вы не знали о продаже Аляски
Фото © Wikipedia / Великий князь Константин Николаевич

Генерал-губернатору вторит брат Александра II Константин Николаевич. Он пишет: «Мне пришла мысль, что нам следовало бы воспользоваться избытком в настоящее время денег в казне Соединенных Северо-Американских Штатов и продать им наши североамериканские колонии. Продажа была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии и мы не будем в состоянии вернуть их».

16 декабря 1866 года состоялось судьбоносное секретное совещание у Александра II, на котором присутствовал и великий князь Константин, министр финансов, министр морского министерства и посол барон Эдуард Стекль, где было единогласно решено: Аляску – продать. Уполномоченным провести переговоры с правительством Соединенных Штатов был назначен посланник России в США барон Эдуард Стекль. Уже 30 марта 1867 года его миссия была завершена. В Вашингтоне состоялось официальное подписание договора о продаже Аляски.

К США переходили весь полуостров Аляска, береговая полоса шириной 10 миль южнее Аляски вдоль западного берега Британской Колумбии, архипелаг Александра, Алеутские острова с островом Атту, острова Ближние, Крысьи, Лисьи, Андреяновские, Шумагина, Тринити, Умнак, Унимак, Кадьяк, Чирикова, Афогнак и другие, более мелкие, острова в Беринговом море, Святого Лаврентия, Святого Матвея, Нунивак и острова Прибылого, в состав которых входят острова Святого Георгия и Святого Павла.

Кто был неправ? Все, что вы не знали о продаже Аляски
Фото © ASSOCIATED PRESS / ТАСС

Общий размер проданной сухопутной территории составил около полутора миллионов квадратных километров. Также Соединенным Штатам передавалось все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные исторические документы, относящиеся к этим землям.

Реакция американского общества не была однозначной. Газеты критиковали госсекретаря Уильяма Сьюарда за то, что он пошел на эту сделку. Даже появилась крылатая фраза «Глупость Сьюарда». Есть мнение, что Барон Стекль подкупил нескольких конгрессменов, потратив на это около 18 тысяч долларов, чтобы те одобрили покупку. До сих пор некоторые экономисты считают, что это приобретение было сомнительным. Как и в XIX веке, сегодня страна-обладатель вкладывает в регион больше, чем получает с него.

Рекомендуем