Место под столом: как на Украину повлияют итоги переговоров России и США в Эр-Рияде
Фото © EPA / ТАСС

Скупые комментарии делегатов от России и США после вчерашних 12-часовых переговоров журналисты разбирали буквально на атомы. Мир ждал публикации официальных заявлений, но сразу они предоставлены не были. Своеобразными итогами стали короткое интервью главы МИД РФ Сергея Лаврова и текст от Белого дома. «Абзац» разбирался, какие выводы можно из этого всего сделать.

«Позиция Киева»

Итоги завершившихся вчера, 24 марта, 12-часовых российско-американских переговоров в Эр-Рияде должна была резюмировать публикация совместных заявлений стран утром 25 марта. Однако общее так и не было принято.

Всему виной оказалась «позиция Киева», сообщил зампред оборонного комитета Совфеда Владимир Чижов. Сенатор не стал раскрывать детали переговоров, предложив дождаться официальных высказываний.

Трудно сказать определённо, что именно помешало согласовать совместное заявление, заявил «Абзацу» ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН политолог-американист Константин Блохин. Позиция Украины противоречит переговорному процессу не по какому-то конкретному вопросу, а по всем вообще.

«Недоговороспособность Украины прослеживается и без каких-либо официальных заявлений. В реальности этот режим к переговорам не готов, иначе не было бы всех этих атак на энергетическую инфраструктуру России после принятия решения о прекращении такого рода атак», – добавил аналитик.

Место под столом: как на Украину повлияют итоги переговоров России и США в Эр-Рияде
Фото © Facebook (признан экстремистской организацией и запрещён на территории Российской Федерации) / Володимир Зеленський

Американцы пытаются практиковать «челночную дипломатию», общаясь с обеими сторонами конфликта, чтобы как-то сблизить позиции. Но это трудно сделать, когда Украина либо не готова к переговорам, либо выдвигает неприемлемые для России условия.

Тем не менее вечером 25 марта Белый дом представил сжатые итоги встреч с российской и украинской делегациями. В официальном заявлении американской стороны говорится, что США и Россия договорились обеспечить безопасное судоходство, исключающее применение силы и использование коммерческих судов в военных целях в Чёрном море.

Соединённые Штаты взяли на себя обязательство оказать содействие в восстановлении доступа РФ к мировому рынку сельскохозяйственной продукции и удобрений, снижении затрат на морское страхование, а также в улучшении доступа к портам и платёжным системам для проведения такого рода операций. Обе страны договорились разработать меры по реализации соглашения президентов Владимира Путина и Дональда Трампа о запрете ударов по энергетической инфраструктуре России и Украины. США и РФ продолжат работу над достижением прочного и устойчивого мира, говорится в финале сообщения.

Нюансы черноморской инициативы

Официальным заявлением, дополнительно проливающим свет на детали переговорного процесса, можно считать интервью главы МИД России Сергея Лаврова Первому каналу. В ходе своей речи министр иностранных дел обозначил, что 24 марта обсуждались прежде всего вопросы безопасного судоходства в Чёрном море.

Позиция РФ в этом вопросе ожидаемо положительная: наша страна поддерживает возобновление зерновой сделки, но «в более приемлемой для всех форме». Дипломат сделал акцент на роли США в возможном принятии соглашения, обозначив, кого Москва видит в роли гаранта выполнения обязательств со стороны Киева:

«России будут нужны чёткие гарантии при возобновлении черноморской инициативы, они могут быть только результатом приказа из Вашингтона [Владимиру] Зеленскому».

Место под столом: как на Украину повлияют итоги переговоров России и США в Эр-Рияде
Фото © Telegram / МИД России

В Кремле, как отмечается, безусловно, обеспокоены продовольственной безопасностью стран Африки, Глобального Юга и Востока, которые становятся жертвами «игр Запада». Однако Лавров прямо заявил, что Россия не может верить киевскому режиму «на слово».

Как подчёркивается, по итогам долгих переговорных сессий в Саудовской Аравии США «услышали сигнал» РФ по вопросам гарантий. В Белом доме также понимают, что только они могут добиться результата от Киева и прекращения терактов и обстрелов российских гражданских объектов.

Однако Блохин достаточно скептично настроен по вопросу возможного давления Штатов на Незалежную. По его мнению, такая опция была при прошлом президенте США Джо Байдене, но сегодня понятно, что между Зеленским и нынешним лидером Америки Дональдом Трампом есть куча противоречий, «они друг друга недолюбливают».

«В реальности Вашингтону нужно оказывать давление не на Украину, а на Европу для того, чтобы закончить войну. Нужно, чтобы весь Запад решил отказаться от военной поддержки, а не только часть Запада», – считает политолог.

Агрессивные европейские «мечтатели»

Деструктивная позиция ЕС не осталась без внимания Лаврова, который акцентировал внимание на всё более явственном противоречии позиций европейцев и администрации Трампа. Планы «мечтателей» из Евросоюза о «миротворческих миссиях» на Украине и вовсе лишь доказывают «полную политическую несостоятельность» местных лидеров.

Глава МИД РФ сбил спесь с Киева, напомнив, что без стран ЕС Незалежная давно бы потерпела поражение. Смена спонсоров украинского кризиса стала очевидна после прихода к власти новой администрации Белого дома. В вопросе поддержки продолжения военных действий теперь лидируют Франция и Великобритания, перехватив инициативу у США.

Место под столом: как на Украину повлияют итоги переговоров России и США в Эр-Рияде
Фото © nato.int

Эксперт не сомневается, что сегодня цель Украины – саботировать мирные переговоры, потому что Зеленский заинтересован исключительно в конфликте. Точек соприкосновения у киевского режима и новой администрации Штатов гораздо меньше, чем со странами Европы.

Зеленский сейчас зависит не столько от американского «глубинного государства», сколько от европейских финансовых доноров. А ЕС готов к милитаризации, а не к миру.

Что касается давления со стороны Вашингтона, то, по мнению Блохина, эффективнее будет задействовать рычаги в отношении воинствующего сообщества европейских стран, нежели Киева:

«Рычаги давления есть, но дадут ли ему задействовать их, потому что в этом случае будет нанесён удар по единству Запада? По сути, это будут разборки между собой ради того, чтобы реализовать мир на Украине, задача представляется нереальной».

Скорее всего, Трамп не станет идти на такую прямую конфронтацию и при негативном сценарии предоставит ЕС свободу действий: «Хотите «сдерживать» Россию – пожалуйста, а я выхожу с Украины. Сделал всё, что мог, и вообще, мой приоритет – это Китай».

Сложно. Долго. Трудно

Ещё одним интересным моментом в двухсторонних «технических» переговорах было заявление российских дипломатов о том, что Москва не потерпит любых двусмысленностей по предложениям вокруг Чёрного моря. Лавров не стал пояснять, что именно наша сторона сочла таковым.

При этом возможно, что длительность этого диалога была обусловлена именно проработкой всех нюансов будущих соглашений. Политолог сохраняет оптимистичный взгляд на текущий переговорный процесс, подчёркивая, что если бы всё было обречено, наши страны так долго не совещались бы:

«Переговоры шли более 12 часов, если бы они были обречены на провал, они продлились бы минут 30–40, где стороны бы в ультимативной форме выставили друг другу претензии – и на этом бы всё и закончилось».

Место под столом: как на Украину повлияют итоги переговоров России и США в Эр-Рияде
Фото © EPA / ТАСС

Именно обоюдное желание России и США завершить украинский конфликт способствовало такому продолжительному «дипломатическому марафону». Это, безусловно, является положительным фактором, как и возобновление диалога между нашими странами.

Тем не менее очевидно прослеживающийся «подрывной» украинский трек вызывает вопросы. Главный из них – насколько далеко Штаты в лице Трампа готовы пойти, чтобы получить Нобелевскую премию мира.

Также читайте на «Абзаце» о том, возможно ли возобновление зерновой сделки после переговоров США и России.

telegram
Рекомендуем