«Кто в Сандунах не бывал, тот Москвы не видал»: 130 лет назад открылись знаменитые бани-дворцы
«Кто в Сандунах не бывал, тот Москвы не видал»: 130 лет назад открылись знаменитые бани-дворцы

История Сандунов начиналась как самый настоящий любовный роман с политическим подтекстом. В конце XVIII века придворные актеры Екатерины II – грузин Сила Сандунов (Силован Зандукели) и красавица Елизавета Уранова – полюбили друг друга. Но счастью влюбленных мешал могущественный граф Безбородко, имевший виды на актрису. Отчаявшаяся Лиза во время спектакля обратилась за защитой прямо к императрице, и та велела обвенчать молодых.
На свадьбу Екатерина II подарила невесте бриллианты. Продав драгоценности, супруги перебрались в Москву, купили землю на берегу реки Неглинной и в 1808 году открыли бани, назвав их своей фамилией. Это были первые комфортабельные общественные бани столицы: с раздевальными залами, зеркалами, диванами и вышколенной прислугой.
Рождение «банного Эрмитажа»
К концу XIX века постройка обветшала, а бани сменили нескольких владельцев. В 1860-х годах они перешли к купцу Ивану Фирсанову, а затем к его дочери Вере. Именно Вера Ивановна и ее амбициозный муж Алексей Ганецкий решили превратить Сандуны в чудо инженерной мысли и архитектуры, не уступающее лучшим европейским термам.
Подготовка была грандиозной. Ганецкий лично объездил бани Европы и Востока. Для проекта пригласили архитектора Бориса Фрейденберга, который только что прославился строительством Петровского пассажа. Летом 1894 года старые постройки снесли и началось возведение банного комплекса, которое длилось почти два года.
День открытия
Ровно 130 лет назад, 14 февраля (1 февраля по старому стилю) 1896 года, обновленные Сандуновские бани были освящены и торжественно открыты для публики. Москва ахнула. Вместо обычных бань перед горожанами предстал настоящий дворец в стиле эклектики, где смешались элементы барокко, готики, ренессанса и классицизма.
Внутри посетителей ждал калейдоскоп интерьеров: Арабский дворик, Готический и Мавританский залы, помпейский бассейн. В отделке использовали итальянский и норвежский мрамор, кафель из Англии, Германии и Швейцарии.
Тайны инженерного гения
Но главные секреты Сандунов скрывались не в позолоте, а в подвалах и стенах. Для бань построили собственный водопровод от Бабьегородской плотины (в районе нынешней Красного Октября), так как городской не смог бы обеспечить проектную мощность – 20 тысяч ведер в час. Кроме того, на территории пробурили артезианскую скважину глубиной 700 футов, а вода дополнительно очищалась американскими фильтрами «Нептун».
Сандуны стали одним из первых зданий в Москве, где появилось электричество. Собственная электростанция питала тысячу лампочек, а ее мощности в день коронации Николая II даже не хватило Кремлю – иллюминацию пришлось подпитывать от Сандунов.
Отопление работало на мазуте (уголь давал пыль), а уникальная вентиляция обеспечивала двукратный обмен воздуха в час – дым от сигар в курительных не мешал отдыхавшим.
Мифы о «золотых кранах»
С открытия Сандуны обросли легендами. Самая живучая из них – о золотых кранах и серебряных тазах.
Как поясняют хранители истории бань, краны на самом деле были медными и латунными, а тазы – мельхиоровыми. Но в сиянии электрических огней (непривычных для москвичей 1896 года) металл искрился так, что людям казалось: это драгоценности. Слухи о сказочной роскоши распускали и сами владельцы для привлечения публики. Хотя одна серебряная шайка все же была – для московского генерал-губернатора.
Еще один миф развеяли сотрудники НТВ: вопреки распространенному мнению, сцена в бане из «Иронии судьбы» снималась в павильоне, а не в Сандунах. Правда, пальму и простыни взяли именно отсюда.
Место встречи изменить нельзя
Сандуны быстро стали не просто мойкой, а клубом по интересам. Владимир Гиляровский писал: «Кто в Сандунах не бывал, тот Москвы не видал». Здесь парились Антон Чехов и Федор Шаляпин (он считал, что парная лечит голос), бывали Пушкин и Толстой, великие князья Романовы.
При этом бани всегда были демократичны. Рядом с «высшим разрядом» за 50 копеек и 5 рублей (VIP-номера) существовало «простонародное» отделение за 5 копеек, где тоже были зеркала и мягкие диваны.
С уникальной архитектурой связаны и кинематографические тайны: в бассейне Сандунов снимали сцены для фильмов Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» и «Александр Невский».
Сандуны сегодня
Комплекс признан объектом культурного наследия и продолжает работать. Последние новости из Сандунов связаны с реставрацией. В 2023 году специалисты завершили работы в холлах Первого мужского и Высшего женского разрядов. Сняв 12 слоев краски, они обнаружили подлинные цвета 1896 года – яркую охру, ультрамариновый, брусничный и помпейский красный. Оказалось, что век назад интерьеры были не пастельными, а сочными и насыщенными.
Сандуны – это живая история. Здесь можно посидеть на мраморе, помнящем прикосновение Шаляпина, и искупаться в бассейне, где плескались актеры немого кино. И как сказал бы классик: «А идите вы в баню!» – в хорошем смысле этого слова.