ok
В суд идет: почему дело об убийстве отца Даниила Сысоева рассмотрели впервые за 16 лет
Фото © Павел Сторожев / ТАСС

Спустя 16 лет дело об убийстве иерея Даниила Сысоева, которое потрясло общественность в 2009 году, оказалось в суде. Все это время оно не давало покоя его дочерям. И, кажется, они нашли нового подозреваемого. Подробнее об этом – в материале «Абзаца».

Почему о деле снова вспомнили

29 октября в Нагатинском районном суде Москвы состоялось заседание, на котором решался вопрос о признании Иустины Сысоевой потерпевшей в деле об убийстве ее отца, настоятеля московского храма святого апостола Фомы. На сегодняшний день соответствующий статус имеет только ее мать Юлия.

Иустина уверена, что случившееся – заказное убийство. Признание потерпевшей ей требуется для того, чтобы получить возможность ознакомиться с материалами следствия и при необходимости ходатайствовать о пересмотре дела.

Вместе с сестрами она провела независимое расследование, чтобы выяснить, кто стоит за преступлением. Девушки считают, что это может быть их отчим – Сергей Станиловский.

Какие детали вскрылись в деле об убийстве

Сысоева сообщила, что в вечер убийства Станиловский был в храме вместе с их отцом. Кроме того, как отметила она в беседе с «Абзацем», показания отчима расходятся с данными, которые приводили другие свидетели:

«Я думаю, что он играл роль наводчика и что за ним есть еще ряд заинтересованных лиц. То есть я не считаю, что он самостоятельно организовал убийство, но он выступал в роли наводчика».

В суд идет: почему дело об убийстве отца Даниила Сысоева рассмотрели впервые за 16 лет
Фото © bfst.ru / Иустина Сысоева

Станиловский заявлял, что якобы оказывал первую помощь отцу Даниилу, однако в действительности это делали другие люди, говорит дочь священника. И добавляет: к моменту приезда скорой отчима уже не было на месте.

Что известно об убийстве отца Даниила

В ночь на 20 ноября 2009 года в храм апостола Фомы на юге Москвы ворвался неизвестный в медицинской маске, а затем несколько раз выстрелил в иерея и его помощника Владимира Стрельбицкого. Последний выжил, а отец Даниил позже скончался в машине скорой.

Следствие возбудило уголовное дело по статьям об убийстве, покушении и незаконном обороте оружия. Основная версия правоохранителей состояла в том, что преступление было совершено на почве религиозной вражды.

Также рассматривался сценарий заказного убийства. Дело в том, что ответственность за преступление позже взяли на себя исламские радикалы.

Кроме того, священник был известным миссионером. Он активно проповедовал среди мусульман, занимаясь их обращением в православие.

В январе 2010 года следователи отчитались, что установили личность предполагаемого убийцы и начали его поиски. В марте того же года в Махачкале был задержан уроженец Киргизии Бексултан Карыбеков.

В суд идет: почему дело об убийстве отца Даниила Сысоева рассмотрели впервые за 16 лет
Фото © Дмитрий Дубинский / Абзац

Он показался сотрудникам правоохранительных органов подозрительным. Тогда его доставили на пост ГИБДД для проверки на причастность к преступлениям.

Там он оказал вооруженное сопротивление: сначала выхватил гранату и закинул ее в помещение, а затем открыл стрельбу, но был убит ответным огнем. При нем нашли паспорт и пневматический пистолет, переделанный под боевой калибра 9 мм.

Вскоре у следствия появились «неопровержимые доказательства», что именно из этого оружия был убит иерей.

Почему убийство священника осталось нераскрытым

Следком отчитался, что дело раскрыто. В итоге расследование завершили, так и не доведя до суда.

Главная причина – невозможность допросить единственного подозреваемого в связи с его смертью. Однако история оставила после себя множество вопросов, которые не давали покоя общественности.

Например, родители Карыбекова утверждали, что их сын жив. Отсюда возникла версия о подложном паспорте.

Кроме того, ходили слухи, что мужчина долгое время общался с лидером северокавказских боевиков Саидом Бурятским. Тем не менее подтверждений ни этому, ни тому, что подозреваемый входил в какие-либо экстремистские группировки, не нашлось.

Близкие убитого священника полагали: если преступление было заказным, то Карыбеков мог быть только одним из звеньев. Значит, остальных причастных не нашли, преждевременно закрыв дело.

В суд идет: почему дело об убийстве отца Даниила Сысоева рассмотрели впервые за 16 лет
Фото © ТАСС

Почему подозрения пали на Станиловского

Как рассказывала Иустина Сысоева в одном из интервью, ее мать часто жаловалась Станиловскому на супруга. Отец не исключал, что они любовники. Примечательно, что те сошлись почти сразу после смерти священника.

Однако есть еще один важный момент: в 2016 году Иустина обвинила отчима в том, что он домогался ее и сестры. Отмечается, что полового контакта не было, но приемный отец совершал с ними другие «развратные действия».

Позже их мать вынудила Дорофею – сестру Иустины – сказать, что та оклеветала отчима. Никакого наказания Станиловский не понес, успев перевезти семью в США.

Однако в 2024 году девушки дали интервью, в котором повторно обвинили отчима в растлении. По словам средней дочери отца Даниила Дорофеи, после переезда в Америку отчим регулярно принуждал ее к действиям сексуального характера. Иногда в этом принимала участие и ее мать Юлия.

В суд идет: почему дело об убийстве отца Даниила Сысоева рассмотрели впервые за 16 лет
Фото © bfst.ru / Иустина Сысоева

Есть ли шансы на возобновление расследования

Вечером 29 октября Иустина Сысоева сообщила, что ее признали потерпевшей, а дело отложили. Бывший следователь и адвокат Андрей Гривцов в разговоре с «Абзацем» отметил, что соответствующий статус всегда присваивается кому-то одному из близких родственников – нескольких быть не может (девушка утверждала, что потерпевшей уже была признана ее мать).

«Ее дочери нужно было идти по пути того, что та дама, которая признана потерпевшей и находится в США, должна написать отказ от соответствующих полномочий и попросить передать их другому родственнику», – сказал юрист.

Данный статус, говорит Гривцов, дает более широкий (но все же ограниченный) перечень процессуальных прав. Например, знакомиться с постановлениями, результатами экспертиз и т. д.

Это даст Сысоевой возможность косвенно направлять расследование. Однако и сейчас она способна писать жалобы на нарушения в расследовании.

Тем не менее, по словам адвоката, шансы на возобновление дела остаются туманными – этот вопрос зависит от объема доказательств. Но Сысоева может жаловаться на то, что расследование прекращено неправильно, просто путем направления жалоб, даже не будучи потерпевшей.

Рекомендуем