Обитель монстров: как доживают свой век самые страшные маньяки и каннибалы в «Черном дельфине»
Фото © АГН «Москва» / Андрей Любимов

«Черный дельфин» по праву считается земной расплатой за страшные грехи. За свои чудовищные преступления арестанты останутся в колонии до конца своих дней. О том, как доживают свой век самые свирепые маньяки и убийцы, – в материале «Абзаца».

История появления

Тюрьма, на месте которой сегодня расположен «Черный дельфин», была создана в екатерининские времена – после подавления бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Властям нужно было место для ссылки бунтовщиков. Тюрьму создали в крепости Илецкая Защита – сегодня там расположен город Соль-Илецк.

По некоторым данным, к моменту подавления пугачевского бунта там уже содержались каторжане, которых ссылали еще при императрице Елизавете Петровне. Они работали на местных соляных рудниках, и арестованные бунтовщики тоже ковыряли здесь соль до конца своих дней.

В 1893 году тюрьму преобразовали в Илецкое арестантское отделение. Ссыльные шили там казенную одежду, а в теплое время года трудились на огородах.

Добыча соли больше не велась – однажды один из арестантов, измученный тяжелым трудом, убил приказчика промысла.

Осужденных в Илецком арестантском отделении распределяли по их вероисповеданию и принадлежности к сословию. Однако наказание за нарушение режима для всех было одинаковым: удары розгами мог получить не только крестьянин, но и мещанин.

От пьяниц до убийц

В 1905 году Илецкое арестантское отделение преобразовали в пересыльную тюрьму и вплоть до 1942 года учреждение называлось Илецким концентрационным лагерем. Там содержали дезертиров, белогвардейских пособников из мирного населения и военных, пойманных на пьянстве.

Некоторые смогли искупить свою вину качественным ремонтом: после его завершения, в 1919-м, первая партия арестантов была амнистирована.

Обитель монстров: как доживают свой век самые страшные маньяки и каннибалы в «Черном дельфине»
Фото © Карачун Дмитрий / ТАСС / Соляные копи в Оренбургской области

В Илецкий лагерь отправляли тех, кто не был особо опасен для общества, – дезертиров, бездельников-алкоголиков и спекулянтов. При этом условия содержания можно было назвать гуманными: заключенные питались наравне с тюремщиками и могли выходить за пределы учреждения.

Но со временем в Илецк стали свозить более опасных преступников, поэтому мягких условий уже не было, а позже арестантов вновь привлекли к добыче соли.

В 1942-м учреждение стало называться Соль-Илецкой тюрьмой управления НКВД № 2 для содержания подследственных, а в следующем году она перешла в ведомство МВД. 1965-м в тюрьму свозили осужденных больных с открытой формой туберкулеза.

Нынешний статус исправительной колонии особого режима «Черный дельфин» получил только в 2000 году. В учреждении сделали капитальный ремонт и установили современную систему слежения. Камеры оборудовали дополнительными решетками на входе для усиления безопасности персонала.

Периметр тоже укрепили дополнительными блокпостами. Данные меры были приняты после массового побега в 1967 году, когда заключенные сделали подкоп под тюремной стеной.

На сегодняшний день любой побег из «Черного дельфина» представляет серьезную опасность, если учесть, кто находится в тюрьме.

Мешки на головах

Название колония «Черный дельфин» получила после того, как на ее территории появилась скульптура этого млекопитающего. Ее изготовил насильник и убийца Владимир Криштопа, приговоренный к смертной казни за убийство двоих человек.

Обитель монстров: как доживают свой век самые страшные маньяки и каннибалы в «Черном дельфине»
Фото © Wikipedia / Людмила Иванова

Криштопа и сокамерники сделали дельфина в технике папье-маше и покрыли его черной краской. Тюремная администрация установила скульптуру во дворе и превратила ее в фонтан.

Однако сами заключенные не видят эту «достопримечательность». Дело в том, что их ведут на территорию колонии с черным мешком на голове. И для этого есть причины.

Во-первых, это дезориентирует осужденных. С мешком на голове они не могут запомнить расположение объектов. Во-вторых, это делается, чтобы уберечь самих арестантов. Вокруг колонии расположены многоэтажки, в которых могут прятаться снайперы.

Родственники жертв не всегда считают пожизненный срок достаточным наказанием. Кроме того, некоторые арестанты знают больше, чем хотелось бы их сообщникам, которые остались на свободе.

Каннибалы «Черного дельфина»

«Черный дельфин» состоит из двух корпусов и считается самой большой колонией особого режима в России. Там находится около 900 человек, хотя ИК № 6 способна принять вдвое больше. Контингент «Черного дельфина» – разбойники, маньяки, каннибалы, террористы и создатели ОПГ, на счету которых в общей сложности три тысячи загубленных жизней.

Один из самых жутких персонажей – людоед Владимир Николаев. В 1997 году он убил своего собутыльника и расчленил его. Изначально Николаев планировал разложить части тела по сумкам и незаметно вынести из квартиры, но, проголодавшись, отрезал кусок плоти, отварил и съел.

Второе убийство Николаев совершил осознанно: он хотел поесть и продать мясо, чтобы заработать на выпивку. Каннибала разоблачил его знакомый – Николаев отдал ему часть мяса якобы сайгака.

Обитель монстров: как доживают свой век самые страшные маньяки и каннибалы в «Черном дельфине»
Фото © VK / Фауст 21века | Василий Бейнарович / Людоед Владимир Николаев

Супруга приятеля приготовила из этого мяса пельмени и попотчевала гостей, однако вкус еды оказался странным. Хозяева решили отдать пельмени на экспертизу. Страшно представить, что творилось с людьми, когда они узнали, что ели человечину.

Николаева приговорили к смертной казни, которую позже из-за моратория заменили пожизненным сроком. Осужденный сидел в двухместной камере, у него сложились хорошие отношения с сокамерником.

Другой каннибал из «Черного дельфина» – житель Алтайского края Александр Маслич. Он убил четверых человек, а одной из жертв оказался его сокамерник из Рубцовской колонии. Он задушил соседа, вырезал у него внутренности, отварил и съел прямо в камере. Этот проступок навсегда лишил его возможности выйти по УДО.

Чудовищные преступления

Свой век в «Черном дельфине» доживает Тольяттинский потрошитель – насильник и убийца детей Олег Рыльков. С 1993 по 1997 год он изнасиловал 37 (по другим данным – 39) несовершеннолетних девочек и совершил четыре убийства.

Еще один маньяк из «Черного дельфина», чье имя до сих пор наводит ужас на жителей Ростовской области, – Владимир Муханкин. Он хотел превзойти преступления Андрея Чикатило и убил восьмерых человек. У некоторых жертв маньяк вырезал внутренности и клал себе в постель.

Обитель монстров: как доживают свой век самые страшные маньяки и каннибалы в «Черном дельфине»
Фото © VK / Фауст 21века | Василий Бейнарович / Маньяк Владимир Муханкин

Другой маньяк ИК № 6 – серийный убийца и насильник Вадим Ершов, жертвами которого стали 19 человек. Поймать Ершова помог случай: он напал в подъезде на 16-летнюю девушку, на крики которой выбежала соседка и ударила его огнетушителем по голове.

Михаил Иванцов – еще один убийца из «Черного дельфина» – расправился над беременной женой прямо на глазах у своего шестилетнего сына. Случившееся не лучшим образом сказалось на психическом состоянии ребенка: в 15 лет он получил пятилетний срок за первое преступление.

Жизнь по расписанию

Жизнь осужденных в «Черном дельфине» подчиняется строгому распорядку дня. Подъем в 06:00, затем арестанты заправляют нары и умываются. В 06:30 – завтрак, в 07:15 в колонии включают розетки, чтобы осужденные могли воспользоваться бритвами или вскипятить воду. Ровно в 08:00 розетки отключают и начинается проверка.

Когда открывается дверь в камеру, арестант должен встать лицом к стене, завести руки за спину, поднять их вверх с вывернутыми наружу ладонями, назвать имя и статьи, по которым отбывает срок. Затем они должны повернуться и подойти к решетке, отделяющей вход от основного помещения камеры.

Осмотр начинается, когда на руках арестанта защелкиваются наручники. Осужденного выводят в коридор, где находятся кинолог с собакой.

Обитель монстров: как доживают свой век самые страшные маньяки и каннибалы в «Черном дельфине»
Фото © Бушухин Валерий / ТАСС

Из всего контингента «Черного дельфина» на учете у психиатра – около 160 человек. Нередко осужденные сходят с ума и начинают выть или петь песни.

Будни особого режима

Арестантов по территории колонии водят в согнутом положении и закованными в наручники. Наручники с осужденных снимают только в часовне, чтобы они могли креститься, и в душе. При этом моются зэки в специальной клетке.

За здоровьем осужденных ежедневно следит тюремный врач. В 10:00 те из них, чье состояние было признано удовлетворительным, отправляются на прогулку. Однако тюремного двора в ИК № 6 нет, поэтому променад совершается в клетке длиной всего несколько метров.

Обед длится с 13:00 до 13:50. Питаются зэки в основном супом и хлебом. Еду доставляют в камеры в жестяных мисках, которые сотрудники кухни просовывают через маленькое окошко на специальных лопатах.

Обитель монстров: как доживают свой век самые страшные маньяки и каннибалы в «Черном дельфине»
Фото © Бушухин Валерий / ТАСС

После обеда арестанты убираются в камерах. В 18:00 ужин, а затем вечерняя проверка. Спать осужденные «Черного дельфина» ложатся ровно в 22:00.

Развлечения и ограничения

После подъема и до самого отбоя сидеть и лежать на нарах строго запрещено. Спать осужденные вынуждены при круглосуточно горящем ярком свете. Накрываться одеялом с головой нельзя – за это могут наказать. За действиями арестантов тюремщики следят 24 часа в сутки при помощи видеонаблюдения.

Развлечений в ИК № 6 мало. Курить зэкам запрещено, зато можно посмотреть телевизор. Правда, для этого в «Черном дельфине» необходимо провести минимум 10 лет, а телевизор должны купить родственники осужденного. Смотреть телек можно 4 часа 15 минут в день, а контент выбирают тюремщики. Осужденные могут читать, а вот играть в шахматы запрещено, чтобы зэки не попытались проглотить фигурку и попасть в лазарет.

Мечты о свободе

Самые свирепые зэки ИК № 6 сидят в одиночных камерах. Арестанты, не опасные для других, делят площадь с соседями, однако вести с сокамерниками беседы запрещено. Можно лишь перекинуться парой фраз.

Обитель монстров: как доживают свой век самые страшные маньяки и каннибалы в «Черном дельфине»
Фото © АГН «Москва» / Сергей Ведяшкин

Подобные меры безопасности делают невозможным побег из «Черного дельфина», однако попытки были.

В 2016 году в СМИ разлетелась новость о том, что из ИК № 6 сбежал первый за ее историю заключенный Александр Александров, осужденный за разбой. Однако на самом деле он отбывал наказание не «Черном дельфине», а в колонии-поселении при нем.

Многие из заключенных мечтают однажды оказаться на свободе. В теории шансы на это есть: согласно действующему законодательству, осужденные на пожизненный срок могут просить об условно-досрочном освобождении после 25 лет за решеткой. Многие из «пожизненников» «Черного дельфина» просили о выходе по УДО, но пока это не удалось никому.

Так, колония в Соль-Илецке остается местом, откуда заключенные могут «выйти» только после смерти.

telegram
Рекомендуем