Чем опасна проводимая Казахстаном политика многовекторности
В среду, 16 октября, пресс-секретарь президента Казахстана Берик Уали заявил, что Астана не планирует подавать заявку на вступление в БРИКС, а ООН назвал её дипломатическим приоритетом в обозримом будущем.
«Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно высказывался в пользу ООН как универсальной и безальтернативной организации. Несмотря на то что она не свободна от недостатков, она нуждается в поддержке мирового сообщества», – сказал пресс-секретарь, отвечая на вопрос, какой организации казахская дипломатия отдаст приоритет.
Уали подчеркнул, что Токаев не отказывается от сотрудничества со странами БРИКС и посетит саммит в Казани в конце октября. При этом нежелание Казахстана подавать заявку на участие в организации он связал исключительно со «сложным и многоступенчатым» процессом рассмотрения членства.
В комментарии для «Абзаца» ведущий научный сотрудник Института стран СНГ кандидат экономических наук Александр Дудчак связал подобные решения Казахстана с постепенным поворотом страны в сторону сотрудничества с Западом.
«БРИКС – это объединение стран, которые обладают суверенитетом и стремятся его сохранить. На примере Аргентины, которая получила приглашение вступить в организацию в прошлом году, видно, как теряется суверенитет страны. После выборов, в ходе которых к власти пришёл откровенный фрик, Аргентина начала курс на сближение с США и фактически присоединилась к «стаду» стран, готовых работать в угоду Вашингтону», – сказал эксперт.
Утверждать, что Казахстан отказался от выгодного партнёрства ради интересов Соединённых Штатов, пока нельзя, ведь сотрудничество с Россией и Китаем продолжается, добавил он. Однако вступление Астаны в БРИКС определённо стало бы большим плюсом для экономики страны.
«Казахстан объясняет нежелание вступать в БРИКС и открыто выражать позицию относительно сотрудничества с Россией и Китаем многовекторной политикой страны. На самом деле вся эта политика многовекторности обычно заканчивается переходом в стан врагов России. До этого, конечно, Казахстан ещё не дошёл. Астана остаётся партнёром Москвы по ОДКБ и ЕАЭС. Однако отказ от вступления в БРИКС – определённый неприятный сигнал», – считает Дудчак.
Он уверен, что и Россия, и Китай хотели видеть Казахстан в БРИКС, так как эта страна имеет общие границы с ними.
Астана давно пытается лавировать между интересами Москвы и Запада. Например, в августе заместитель казахского премьер-министра Серик Жумангарин сообщил, что его страна не станет «слепо следовать» антироссийским санкциям, но продолжит соблюдать основные ограничения.
Кроме того, якобы опасаясь попасть в полную зависимость от России в сфере ядерных технологий, Казахстан заявил, что проект строительства первой в стране АЭС будет реализовываться сразу несколькими государствами.