Какой сигнал послал Штатам премьер-министр Малайзии своим визитом в Россию
В среду, 4 сентября, состоялась встреча премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима и президента России Владимира Путина на полях Восточного экономического форума (ВЭФ). Лидеры обсудили сотрудничество в самых разных сферах – от сельского хозяйства и продовольственной безопасности до торговли и инвестиций.
«Мы уделяем большое внимание развитию отношений с Юго-Восточной Азией, АСЕАН (Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии – прим.). Малайзия играет в этом объединении одну из ведущих ролей. И мы очень рассчитываем на то, что в ходе вашего председательства нам удастся найти новые направления сотрудничества с этим быстрорастущим и перспективным регионом мира», – сказал Путин в ходе встречи.
В свою очередь премьер-министр Малайзии заявил, что его визит в Россию, несомненно, принесёт выгоды Куала-Лумпуру, особенно в плане укрепления двусторонних связей с Москвой. Ибрагим также подтвердил заинтересованность страны в присоединении к БРИКС.
Научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН доцент кафедры индонезийского языка Института стран Востока Екатерина Кочеткова отметила в беседе с «Абзацем», что вступление в БРИКС – первоочередная цель Малайзии на данном этапе сотрудничества с Россией.
«Надо отметить, что среди других стран региона Юго-Восточной Азии именно Малайзия наиболее лояльно относится к России и максимально открыта к сотрудничеству. Видимо, Куала-Лумпур благодарен за нейтральную позицию Москвы в конфликте между Малайзией и Индонезией, который произошёл в 60-е годы прошлого века. Кроме того, Москва не вмешивается во внутреннюю политику стран АСЕАН, что также очень ценно», – сказала эксперт.
Она добавила, что представители Малайзии стремятся к сотрудничеству с Россией, инициируют встречи и переговоры. На ВЭФ приехал премьер-министр – этот уровень контактов говорит о многом.
При этом стоит понимать, что Малайзия и Индонезия – две ведущие страны АСЕАН. России очень важно, что контакты с ними поддерживаются на столь высоком уровне.
«В конце прошлого года между Россией и Малайзией было подписано множество соглашений в сфере образования, медицины, военно-технического сотрудничества. Россию в первую очередь интересуют потенциальные поставки чипов и полупроводников из Малайзии, так как они, конечно, в этой сфере первые в мире. Также было бы интересно сотрудничать в сфере научно-технических разработок», – пояснила Кочеткова.
Она напомнила, что сейчас в Юго-Восточной Азии Филиппины сближаются с Соединёнными Штатами, хотя от такого шага президента страны Фердинанда Маркоса отговаривал сам индонезийский лидер Джоко Видодо. Малайзия, как и Индонезия, не поддалась тренду на сближение с Вашингтоном, так как не хочет прямого вмешательства во внутренние дела.
Репортёры Bloomberg Аниса Шукри и Филип Хейманс отмечают, что Анвар Ибрагим стал ещё одним азиатским лидером, который «отмахнулся от западных попыток сделать Владимира Путина международным изгоем».
«Ибрагим следует по стопам индийского президента Нарендры Моди, китайского лидера Си Цзиньпина, северокорейского председателя Ким Чен Ына, президента Индонезии Джоко Видодо и главы Мьянмы Мин Аун Хлайна. Это показывает, что многие азиатские лидеры остались равнодушны к осуждению [со стороны] Запада», – говорится в материале.
Шукри и Хейманс пишут, что у конкурентов России есть основания опасаться потепления её отношений с Малайзией. Но есть и риски для Куала-Лумпура попасть в санкционные списки США и Евросоюза. Однако вряд ли предупреждения западных представителей остановят Ибрагима. Опытный политик придерживается позиции неприсоединения с момента прихода к власти в 2022 году, заявляя, что не будет выбирать сторону в конфликте, поскольку стремится привлечь инвестиции и развивать экономику своей страны.
В 2022 году Россия была восьмым по величине торговым партнёром Малайзии среди европейских государств, а общий объём торговли вырос на 15,6% – до $3,1 млрд.