рубрики

Теперь и Португалия: почему европейцам всё чаще нравятся правые партии
Фото: EPA / TASS / Лидер партии «Демократический альянс» Луиш Монтенегру

В воскресенье, 10 марта, в Португалии прошли досрочные парламентские выборы, по результатам которых ни одна партия не смогла получить большинство. Однако самую сильную поддержку избиратели оказали правоцентристскому Демократическому альянсу.

Неожиданностью стал резкий рост поддержки крайне правой партии Chega («Хватит!») бывшего спортивного комментатора Андре Вентуры, основанной в 2019 году. Эта политическая сила заняла третье место по популярности среди избирателей.

Руководитель бюро Bloomberg в Лиссабоне Жоао Лима и репортёр Энрике Алмейда отметили, что Португалия стала ещё одной европейской страной, где заметен быстрый рост правых политических сил. Журналисты считают, что рост популярности Chega вписывается в общеевропейские тенденции.

В комментарии для «Абзаца» политолог Дмитрий Солонников напомнил, что при анализе растущей популярности правых партий в Европе нужно понимать, что правые центристы сильно отличаются от крайне правых:

«Не во всех странах Европы популярность есть именно у крайне правых. Скорее, популярность переходит традиционно от одной центристской партии к другой. Центристы одни от других, безусловно, отличаются, но эти различия не кардинальные. Иногда эти центристские партии даже могут создавать правящую коалицию большинства, как, например, ХДС и ХСС в Германии».

Он добавил, что куда важнее следить за ростом популярности несистемных правых националистических партий. Однако, даже если эти партии получают большинство голосов на выборах, им всё равно необходимо создавать коалиции в парламенте:

«Это довольно проблематично, учитывая, что крайне правых обычно мало кто поддерживает из всего политического спектра. Подобная проблема возникла сейчас в Нидерландах, где фактически выиграла партия Герта Вилдерса, но его партия не может приступить к работе в парламенте из-за невозможности создать коалицию. В Испании правые также не смогли составить коалицию, и в результате у власти остались социалисты».

Солонников заявил, что победа правых в Португалии тоже весьма относительна, потому что большинство голосов получила правоцентристская коалиция, в чём никакой сенсации нет. Куда интереснее, что третье место по популярности получила правая националистическая партия.

«Популярность ультраправых и ультралевых партий будет расти со временем, то есть политический спектр фактически поляризуется. В этом отношении интересно будет следить за выборами в Великобритании в этом году и в будущем году – в Германии. При этом появляются несистемные партии и справа, и слева, которые теснят традиционных фаворитов», – добавил политолог.

Он заключил, что этот процесс происходит из-за общего падения традиционного уровня жизни по всей Европе:

«Европейцы привыкли, что каждое следующее поколение живёт лучше предыдущего, но сейчас всё наоборот – с каждым годом жить становится всё тяжелее. Этот процесс длится уже лет 10-15, пик благосостояния Европы пришёлся на конец XX – начало XXI веков. Сейчас же жизнь изменилась, и традиционно ищут виноватых, обращаются к разным концам политического спектра».

Ранее лидер голландской партии «Форум за демократию» Тьерри Боде раскритиковал подписание соглашения о безопасности между Нидерландами и Украиной.

telegram
Рекомендуем