рубрики

Эксперт объяснил, может ли Россия полностью лишиться интернета
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Во вторник, 30 января, произошёл самый крупный сбой в истории Рунета: многие сайты и приложения либо не открывались, либо открывались медленно. Люди не могли оформить покупку в интернет-магазине, вызвать такси, получить товар в пункте выдачи и так далее. Самые пострадавшие регионы – Москва, Санкт-Петербург, Костромская область, Краснодарский край и Башкирия.

В Минцифры объяснили сбой проблемой, связанной с глобальной инфраструктурой DNSSEC (Domain Name System Security Extensions) – протоколом для повышения безопасности системы доменных имён.

«Кто-то из чиновников, которые отвечают за подписание сертификатов для доменной зоны .ru, использовал неправильный сертификат. Эта ошибка, которую допускают низкоквалифицированные кадры в разных странах мира. В России это тоже случилось. Это человеческий фактор. Это показывает, что те вложения в безопасность интернета, которые мы сделали, не работают. Это проблема, что человек с низкой квалификацией может сломать интернет», – рассказал «Абзацу» ведущий аналитик Mobile Research Group, аналитик ИИ Эльдар Муртазин.

По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), вклад интернета в ВВП России в 2023 году составил около 16,4 трлн рублей. Выглядит не так страшно, если учесть, что номинальный ВВП страны равен 157,8 трлн рублей. Однако этот показатель не учитывает выручку компаний, которые предоставляют услуги в Сети. Если же интернета вдруг не станет, мы лишимся онлайн-магазинов, стриминговых сервисов, навигационных систем, «Госуслуг», то есть фактически откатимся в развитии на тридцать лет. Однако Муртазин призывает не поддаваться панике:

«Лишиться интернета таким образом невозможно. Это исправляемая ситуация. Просто по итогам инцидента нужно сделать выводы, ведь это убытки, которые измеряются сотнями миллионов рублей. Хотелось бы, чтобы они были обнародованы публично, чтобы была названа конкретная организация, потому что сейчас все перекладывают вину друг на друга. Но есть конкретный подписант из организации этого сертификата, который его не проверил».

Точно измерить убытки от сбоя в Рунете не возьмётся никто. Если человек хотел купить, например, билеты в театр, но не смог зайти на сайт и впоследствии передумал, об этом едва ли кто-то узнает.

telegram
Рекомендуем