Телефонный разговор на час: как Байден пытается переманить Турцию на сторону США
В четверг, 14 декабря, президент США Джо Байден и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провели телефонные переговоры, которые продлились час. Два лидера обсудили войну в секторе Газа и заявку Швеции на вступление в НАТО.
Кроме того, Эрдоган и Байден обговорили дальнейшее развитие отношений Анкары и Вашингтона, включая вопрос продажи истребителей F-16 Турции. Об этом сообщили в офисе турецкого лидера.
В то же самое время президент РФ Владимир Путин в ходе вчерашней прямой линии неоднократно говорил о Турции, её деятельности в рамках палестино-израильского урегулирования, а также о нынешних российско-турецких отношениях.
Некоторые эксперты отметили, что заявление Путина о лидирующей роли президента Эрдогана в Газе и его слова о готовности приехать в Турцию означают, что Анкара остаётся важнейшим партнёром Москвы. В комментарии для «Абзаца» эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов подтвердил, что Путин никогда не упоминает того или иного лидера случайно:
«То, что в ходе прямой линии Путин трижды говорил об Эрдогане и роли Турции в регионе, является сигналом к тому, что Россия видит в Анкаре одно из приоритетных для развития двусторонних отношений направление. Однако не стоит думать, что всё дело только в словах Путина. Нет, отношения с Анкарой развивались и до вчерашнего выступления президента».
Эксперт добавил, что диалог с Турцией не прерывался никогда, но не исключено, что у Путина есть какие-то новые предложения по развитию отношений.
«Что касается прошедшего диалога между Эрдоганом и Байденом, то он в очередной раз подтверждает, что турецкий президент – очень опытный политик, который способен лавировать между интересами Турции и других мировых держав. Вашингтон не устраивает не только вопрос о членстве Швеции в НАТО – американцы хотели бы более активного участия Анкары в поддержке Киева», – сказал Балмасов.
При этом российские интересы не всегда совпадают с планами Турции. Эксперт считает, что Вашингтон был бы не против использовать турецкий потенциал против России в Ливии и Сирии, но рабочие партнёрские отношения между Москвой и Анкарой не дают этого сделать.
Напомним, что Турция, которая поддерживает решение израильско-палестинского конфликта по формуле двух государств, раскритиковала Израиль за разрушительную сухопутную операцию в секторе Газа. После того как американская сторона наложила вето на проект резолюции, требующий немедленного гуманитарного прекращения огня в секторе Газа Эрдоган заявил, что справедливый мир невозможен с США.