Как планировали Авдеевскую операцию: логистические успехи ВС РФ и трудности, которые нас там ждут
На «Абзаце» – новый выпуск «По всем фронтам». Военный корреспондент Тимофей Ермаков раскладывает по полочкам происходящее в зоне СВО.
Перед тем, как перейти к главной теме выпуска, пробежимся по ситуации на остальных, менее активных участках боевых действий.
Херсонское направление
На херсонском направлении ВСУ продолжают подготовку к форсированию Днепра. Для этого вчера они нанесли удар по штабу группировки войск «Днепр», командовать которой недавно был назначен генерал Теплинский (не пострадал), а также безуспешно пытались уничтожить ракетами иные региональные центры управления на косе Арабатская стрелка.
На наш берег Днепра враг постоянно перебрасывает малые группы пехоты противника в район населённого пункта Крынки, к работе по врагу в указанном селе вчера подключалась наша авиация с объёмно-детонирующими авиабомбами.
Запорожское направление
На запорожском направлении артобстрелы ВСУ практически прекратились.
Причина проста: заканчиваются снаряды. Наши войска хорошо поработали над их уничтожением. Американцы выручили кассетными боеприпасами, но и они практически не помогли. Атакуют они в основном дронами и «хаймарсами». Подгоняются последние поближе, чтоб не успели сработать наши РЭБ и ПВО, и работают огневым налётом на малых прицелах.
И такой огневой налёт – каждую неделю: сначала выясняют огневые позиции, потом ждут удобного случая и бьют. Поэтому главная задача, которая перед нами стоит на Запорожье, – это контрбатарейная борьба. Линия боевого столкновения изменений не претерпела.
Артёмовское направление
Артёмовское направление относительно стабильно. Наши войска переходят в контратаки на линии Андреевка-Клещевка, не давая закрепиться ВСУ у железнодорожного полотна. По северному флангу наши подразделения временно перешли в активную оборону.
Купянское направление
Тут также снизилась боевая активность, что напрямую связано с тем, о чём пойдёт речь дальше.
Донецкое направление
На Донецком направлении всю прошедшую неделю наши войска массированно атаковали передовые позиции ВСУ севернее и южнее Авдеевского района по следующим участкам:
- Красногоровка – Степное. Там действовали подразделения 114-й отдельной мотострелковой бригады 1-го армейского корпуса (АК) 8 общевойсковой армии (ОВА). Успех во взятии террикона всем известен – у нацистов осталась единственная вменяемая дорога снабжения, через Орловку.
- Возле села Крутая Балка, на восточной окраине Авдеевки, атаковали подразделения также 114-й бригады мотострелков. Нашим удалось продвинуться к третьему ставку, то есть к Авдеевским прудам.
- Отрезок Водяное – Северное – Тоненькое. Там действовали подразделения 1-й бригады мотострелков 1-го АК 8-й Армии. Действовали успешно, продвинулись в северном направлении. По сути, на направлении к селу Тоненькое и у соседнего села Северное наши передовые позиции уже находятся в одной лесополосе от южных окраин обоих населенных пунктов.
- На ясиноватской авторазвязке по направлению к авдеевской промзоне атаковавшие подразделения 255-го мотострелкового полка добились продвижения к северу от Ясиновского переулка примерно на 500 метров. Это существенно по сравнению с предыдущими десятью годами «стояния» под Авдеевкой.
На сегодняшний день также очевидно несколько вещей, связанных с планированием и проведением этой операции со стороны нашего командования. Сейчас уже можно об этом говорить.
Во-первых, введение войск 1-го АК 8 Армии, чья задача была в первоначальном расшатывании системы обороны ВСУ на этом направлении. Да, это далось серьёзной кровью, но десять лет форы противнику на возведение фортификаций, оборудование позиций и минирования сыграли свою роль.
Задача, поставленная перед 1-м корпусом, заключалась в начальной дезорганизации системы обороны ВСУ на Авдеевском направлении и достижении каких-то начальных тактических успехов. А главное – в принуждении украинского командования реагировать в нужном для нас ключе, чтобы оно потратило на этом направлении свои оперативные резервы.
Во-вторых, теперь очевидно, почему значительно снизилась динамика на лиманском направлении и фиксировалось перемещение резервов в ДНР. Это явно делалось спланировано, в расчете на две вещи – скрыть настоящие объём и количество войск, которые планировалось задействовать именно под Авдеевкой, и будущий размах и масштаб операции, а также направление, время и место атаки.
И пока действовал 1-й корпус, мы маскировали перемещение 2-й и 41-й Армий на это направление, чтобы усилить ударные группы. А то, что запланированный объём и размах операции намного больше, чем кажется со стороны, тщательно и весьма грамотно маскировалось.
Научились мы скрытной логистике и накоплению ударных сил. И именно это, а не тактические продвижения на авдеевском участке, сейчас можно и нужно считать главным успехом.
В данный момент в районе Авдеевки наше командование проводит тактическую перегруппировку сил и средств в частях и соединениях, действующих по направлениям главных ударов. В ближайшее время наши силы возобновят массированные атаки и штурмовые действия по нескольким направлениям и участкам.
Также очевидно что, судьба Авдеевки будет решаться на его северном фланге.
Главная задача состоит в том, чтобы прорваться в район коксохимического комбината, а также по направлению сёл Степное и Бердычи.
Однако, в случае относительно быстрого взятия коксохима, потребность в прорыве на Бердычи и Степное просто отпадет. В этом случае задача по выходу в район Орловки, то есть собственно на тылы всего Авдеевского района обороны ВСУ, станет возможно выполнить по кратчайшему пути, с применением меньших сил, чем это было бы в случае прорыва в обход через Степное и Бердычи.
Но тут есть риск столкнуться с серьезной проблемой укреплённости Авдеевского коксохима.
В этом смысле, мариупольские условия по штурму Азовстали и Завода Ильича, с авдеевскими даже не сравнить: там ВСУ были практически изолированы, а наши подразделения атаковали почти непрерывно и имели возможность выбирать направления и участки для своих атак.
Прорваться же к коксохиму в данный конфигурации мы можем лишь на одном направлении, со стороны террикона. А также придётся считаться с действующей в этом районе ПВО ВСУ и их контрбатарейными возможностями.
Сама по себе идея зайти в основные тылы противника по рубежу Орловка – Ласточкино – крайне привлекательна. Однако это крайне непросто, что наше командование понимает. Именно для выполнения этой задачи были стянуты подготовленные резервы, о которых говорилось выше.
Также обязательным условием штурма будет являться навязывание противнику боёв в жилой затройке. Именно такую тактику наши войска применяли в операции по превращению Бахмута в Артёмовск.
Но не будем бежать впереди паровоза. До городских боёв ещё далеко, главные оперативные задачи ещё не решены.