рубрики

Правда ли, что Банк России не в состоянии контролировать рубль
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

Банк России «не очень в состоянии» регулировать валютный курс. Об этом заявил глава ВТБ Андрей Костин и добавил, что текущий курс (≈ 81,5 рубля за доллар) считает «адекватным». Он напомнил, что с началом СВО население бросилось забирать доллары и евро из банков: за две-три недели после 24 февраля 2022 года клиенты ВТБ сняли со счетов около $26 млрд. Собственно, именно этим ажиотажем Костин и объяснил убытки банка в 2022 году.

Решение регулятора по повышению ключевой ставки вернуло деньги в банки, вклады стали предлагать беспрецедентные условия по депозитам – более 20% годовых в рублях. Тогда же ЦБ ввёл ряд валютных ограничений: от отказа в выдаче наличных долларов и евро на руки до запрета вывоза валюты за рубеж.

Ещё одним инструментом в руках ЦБ было обязательное требование для экспортёров по продаже валютной выручки. Сначала была установлена планка в 80%, затем её снизили до 50%, а после отменили. Эти меры позволили стабилизировать курс рубля. Если в марте доллар стоил выше 120 рублей, то уже в апреле снизился до 70 рублей, а в июне и вовсе коснулся 50 рублей.

В настоящее время большинство валютных ограничений Банк России отменил, но о том, что он самоустранился от регулирования валютного курса, как утверждает Костин, говорить не приходится. Главный инструмент, который в совершенстве освоил ЦБ, – бюджетное правило. Когда курс рубля необходимо укрепить, ЦБ продаёт валюту (в основном юани) из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Когда рубль нужно ослабить, валюту, наоборот, можно накапливать.

Правда ли, что Банк России не в состоянии контролировать рубль
Фото: Александр Авилов / АГН Москва

Возможности ЦБ, конечно, не безграничны. Курс рубля во многом определяется соотношением экспорта и импорта. За первый квартал 2023 года экспорт упал более чем на треть – со $154,6 млрд до $100,8 млрд. При этом импорт практически не изменился: $71,8 млрд против $71,5 млрд годом ранее. Проще говоря, покупаем мы примерно столько же, а продаём значительно меньше. Это рождает следующую логическую цепочку:

Растёт импорт → увеличивается спрос на валюту (чтобы купить товары за рубежом, нужно обменять рубли на доллары/евро/юани)

Когда рубль активнее продают, а валюту активнее покупают, курс рубля слабеет.

Собственно, это и происходит с российской национальной валютой. Чем больше глубина падения рубля, тем больше валюты нужно продавать ЦБ для его поддержания. После трёх недель падения рубль начал укрепляться. Значит ли это, что ЦБ приложил руку? Да, но не только. Ещё в России начался налоговый период, когда экспортёры продают валютную выручку, чтобы заплатить налоги.

Когда валюту активнее продают, а рубль активнее покупают, рубль крепчает.

Ещё один важный вопрос – каким хочет видеть курс рубля правительство и Банк России. Ответ: разным. Для ЦБ чем крепче рубль, тем лучше, ведь так проще контролировать инфляцию. У Минфина совершенно другой взгляд на этот вопрос: чем слабее рубль, тем больше этих самых рублей окажется в бюджете с продажи экспортных товаров (нефти, газа, зерна, металлов).

Правда ли, что Банк России не в состоянии контролировать рубль
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

«Рубль стабилизировался на уровне, который заказывало правительство для сведения краёв бюджета. Полностью проблему бюджетного дефицита это не решает, но, по крайней мере, переводит историю из острой фазы в хроническую. С одной стороны, из российского Белого дома нам говорят: «Нам нужен слабый рубль», а с другой стороны, сам ЦБ напоминает, что излишнее понижение рубля может опять раскрутить инфляцию. Эти две позиции стекаются в Кремль. Я думаю, что там два ведомства отстаивают свои интересы и приводят аргументы, в результате получается компромисс», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Ян Арт.

В период с 7 апреля по 5 мая плановый совокупный объём продажи валюты Банком России по поручению Минфина – 74,6 млрд рублей. Ежедневно планируется продавать по 3,7 млрд рублей.

telegram
Рекомендуем