Как санкции Трампа привели к «историческому сближению» Индии и Китая

Повышение пошлин президента США Дональда Трампа на товары из Индии до 50% вступило в силу в среду, 27 августа, в 07:00 по московскому времени. Дополнительные 25%-ные тарифы, которые ввел Вашингтон в связи с закупками Нью-Дели российской нефти, делают эту ставку одной из самых высоких, одновременно подрывая некогда дружественные отношения стран.
Американский телеканал CNN отмечает, что угроза введения пошлин «придала определенную срочность» решению Нью-Дели стабилизировать отношения с Пекином, в связи с чем впервые с 2018 года премьер-министр Индии Нарендра Моди отправится в Китай для участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Мероприятие пройдет в северном портовом городе Тяньцзинь с 31 августа по 1 сентября.
Наряду с ним и президентом России Владимиром Путиным в саммите примут участие лидеры стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Мероприятие станет крупнейшим на сегодняшний день саммитом ШОС – организации, которая была основана совместно Китаем и РФ.
«Си Цзиньпин захочет использовать саммит как возможность продемонстрировать, как начинает выглядеть международный порядок после ухода Америки и что все усилия Белого дома с января по противодействию Китаю, России, Ирану, а теперь и Индии не дали ожидаемого эффекта», – заявил агентству Reuters Эрик Оландер, главный редактор исследовательского агентства The China-Global South Project.
История с тарифами и санкциями между США и Индией началась давно. Моди был вторым иностранным лидером после премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который посетил Вашингтон в феврале после вступления Трампа в должность. И уже тогда этот вопрос был поднят.
Индия торгует со Штатами с большим профицитом. При этом страна облагает американские товары достаточно высокими тарифами, пояснил в разговоре с «Абзацем» доцент Института стран Азии и Африки Борис Волхонский.
«Трамп, в частности, называл Моди королем тарифов. Судя по всему, американский лидер не нашел ничего лучше, как использовать в качестве повода закупки российской нефти, чтобы объявить свои 25%-ные тарифы на индийские товары, а потом добавить еще 25% этих санкций. Со стороны США это защита своего рынка, но Индия – не та страна, с которой можно разговаривать на языке угроз. В последние дни в СМИ появилась информация, что Трамп хотел переговорить по телефону с Моди, но индийский премьер не готов разговаривать с человеком, который использует угрозы в отношении Индии», – отметил эксперт.
Что касается сближения России, Индии и Китая, по крайней мере на высшем государственном уровне, было объявлено, что Нью-Дели продолжит закупки нефти у Москвы вопреки давлению. Неслучайно всего пару дней назад в РФ для встречи с Путиным приезжал индийский министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар – подтвердить эту позицию страны, продолжил специалист:
«Я где-то читал, что если Дональд Трамп и заслужил Нобелевскую премию, то поводом должно стать сближение Нью-Дели и Пекина. В условиях тарифной войны с США Индии помимо отстаивания своих интересов на двусторонней основе, конечно, нужно искать иные точки сближения. А вторым по значимости торговым партнером для страны, несмотря на сложности в политических взаимоотношениях, остается Китай. Тот факт, что Моди впервые с 2018 года едет на саммит ШОС в КНР после столкновения двух стран на границе в 2020-м, является знаком не только сближения, но и повышения роли незападных объединений в мире, в частности БРИКС и ШОС. Все страны БРИКС испытали на себе тарифное давление США, наиболее резко на них отреагировала Бразилия. С Китаем Вашингтон немного побаивается использовать резкие меры, решил протестировать их на Индии, но все обернулось не тем результатом, на который рассчитывал Трамп».
Reuters сообщает, что, по словам председателя КНР Си Цзиньпина, китайско-российские отношения служат «источником стабильности для мира во всем мире».
Напомним, что после саммита ШОС в Пекине пройдет парад в честь 80-летия победы над Японией, на котором в качестве почетного гостя будет присутствовать Путин.