рубрики

Скорый зуд: что хотят сказать авторы сериала «Плевако»
Фото © «Плевако» режиссёр Анна Матисон / Kinopoisk.ru

О нашумевшей премьере – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Поначалу в этой костюмированной дребедени, где так и ищешь глазами Фандорина, мерещится что-то нехорошее: все тёмные персонажи почему-то представляют власть. Но постепенно начинает просматриваться иное – хотя, быть может, не менее плоское – высказывание.

Авторы размышляют на тему публичного правосудия. У них юрист – лицедей. На процессы с его участием продают билеты, как в театр. Судебное разбирательство таким образом выхолащивается, превращается в демонстрацию красноречия перед толпой. Кто лучше выдавит слезу или гогот, тот и победил.

В Древнем Риме талантливый оратор бил косноязычного оппонента, хотя тот, возможно, был ближе к истине. Так и в России XIX века, если верить сериалу, публика рукоплескала, дамы падали в обморок, речи печатались в газетах. А какую-нибудь Веру Засулич, место которой на каторге, отпускали в итоге с миром.

Посмотрите, как легко людьми манипулировать, показывают нам с экрана. Всеми этими длиннобородыми приказчиками, трепетными барышнями и просто уличными зеваками, что не поскупились приобрести билетик. Перед ними распинается златоуст Плевако.

Суд в качестве индийской мелодрамы до сих пор практикуется в Туманном Альбионе или в граде на холме за океаном. Воспевают такое правосудие авторы или, напротив, развенчивают?

Плевако в сериале противостоит обер-прокурору Победоносцеву, будто списанному с портрета Репина. С одной стороны – ослепительный вертихвост, с другой – грубое давление власти на суд.

Показано, что и то и другое – плохо. «Но зато наш пострел каков!» – будто говорят нам авторы. Ни с охранителями, ни с бомбистами дел иметь не желает. Те и другие ему одинаково омерзительны. Как и создателям опуса – это заметно.

Возмутивший многих болотный лозунг «Вы здесь власть» кричат в фильме мерзавцы, выведенные авторами исключительно чёрными красками. Народовольцы манипулируют тружениками не хуже того Плевако (и это тоже оказывается делом нехитрым). Толкают народ на бунт непонятно против чего. Согласитесь, вполне однозначная трактовка.

А государь старается усмирить ретивого Победоносцева. Царь показан с симпатией. Все беды России, дескать, от перегибов на местах. Ну не такая уж крамола. Не диверсия, как показалось некоторым зрителям.

Конечно, шита история белыми нитками исключительно по голливудским лекалам. Как научили, так и сняли. Иного кинотворцы нашего времени не ведают. Бульварщина.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем