рубрики

Чех на абордаж: как в Праге поменяли советскую власть на буржуазную
Фото © Wikipedia / Irmojohnny

К 35-летию «бархатной революции» – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

В ноябре 1989 года волна «демократических преобразований» докатилась до единой Чехословакии (ЧССР). К тому времени Польша, Венгрия и ГДР уже начали процесс «либерализации» – отстранения от власти коммунистов и сползания в зону влияния Евросоюза.

Пражские митинги и выступления студентов, позже приведшие к отставке президента ЧССР Густава Гусака, были названы «бархатной революцией». Термин закрепился и за множеством последующих переворотов в разных странах, крышуемых Западом.

Ранее польскими протестами занимался лично Джордж Сорос. Там была отработана технология свержения законной власти. Успех варшавского переворота дал Соросу инструмент международного влияния на многие годы.

Итак, ноябрь. Прага. Общество принимает лозунги крикливых студентов. Стремится к лучшему будущему без «коммунистической диктатуры».

А в СССР полным ходом шла перестройка и вела нас к феноменальному краху. Экономика самого большого государства мира уже была близка к коллапсу. Наглядный пример разрушения социализма негодным управлением в Москве произвёл впечатление на страны содружества – от нас побежали все, чтоб их не накрыло руинами падающего советского Вавилона.

Вот и ЧССР не стала отстаивать свои социалистические завоевания. Руководство быстро приняло требования городских горлопанов, вероятно, получив сведения о том, что стоит за их выступлениями большая сила Запада.

Сопротивление коммунистов окончательно стухло, когда им предъявили наглядный пример – в декабре в Румынии был зверски убит восставшими генсек Чаушеску вместе с женой. И победу «бархатной революции» зафиксировали окончательно.

В президенты по ускоренной процедуре провели Александра Дубчека – архитектора «Пражской весны» 1968 года. Но главным человеком новой ЧСФР – Чешской и Словацкой Федеративной Республики – стал драматург-самоучка, диссидент Вацлав Гавел.

Родился он в 1936 году в одной из богатейших семей, которой среди прочего принадлежала киностудия «Баррандов». Дед Гавела по материнской линии занимал когда-то пост министра пропаганды. Семья неплохо жила и под гитлеровцами.

С крушением рейха Чехословакия, вновь объединённая советской властью, стала социалистической. Богатство семьи Гавелов перешло в национальную собственность. Копились обиды. И при первой же возможности молодой человек, мечтающий о карьере в театре и кино, начал сотрудничать с западными структурами. В течение многих лет он существовал на гонорары из-за границы. Сейчас мы назвали бы его иноагентом.

Первую «ходку», давшую ему статус диссидента, Гавел совершил в 1978-м. Сначала получил условный срок за антигосударственную деятельность, но потом был арестован за нападение на служащего. Из тюрьмы вышел со снятым обвинением, а вот из лап западных спецслужб уже вырваться не мог.

Став одним из лидеров «бархатной революции», Гавел использовал свой авторитет и связи на Западе, чтобы взойти на высший пост ЧСФР. Затем он организовал развод Чехии с менее развитой Словакией и привёл уменьшившуюся страну в ЕС и НАТО.

Что революция дала чехам и словакам? Захват Западом национальной промышленности и ресурсов. Политическую и социальную жизнь в фарватере американского гегемона. Русофобию вместо коммунистических речовок.

В общем, те же и они же, только в профиль. Страна стала бархатнее, покладистее. Мнение народов в ЕС сегодня никто слушать не намерен.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем