Жизнь Pussy Riot: как хулиганки потеряли всемирную славу
Десять лет уже прошло, целая эпоха, а кажется, что вчера – глумливая выходка Pussy Riot в храме Христа Спасителя и суд, вызвавший яростные споры в обществе.
Один знакомый художник, бывший советский диссидент тогда завистливо вздыхал: какую девочкам биографию делают. В прежнее время их бы в психушку отправили на курс галоперидола. Но вместо этого 17 августа 2012 года Хамовнический суд Москвы огласил приговор: трём участницам группы впаяли по два года колонии.
После отсидки хулиганок ждал восторженный приём на Западе. Триумфальный тур по Европе и США, нескончаемые интервью, ток-шоу – за океаном не вступались так ни за кого из россиян, наверное, со времён Солженицына.
Из «пусек» стали лепить даже не новых диссидентов, а более близких западному обывателю наследников рок-движения 1960-х, идущего наперекор церковному воспитанию, традициям и предрассудкам. Далее последовали съёмки в телесериале «Карточный домик», совместные фотосессии и проекты с Полом Маккартни и Мадонной. Их даже показали в «Симпсонах» и «Южном парке».
Казалось, вот-вот – и русский панк-рок выстрелит на весь мир, русские лица в вязаных балаклавах станут новым российским супербрендом типа спутника, матрёшки и балалайки. А в итоге вышел пшик.
В случае с Pussy Riot ярко проявилась характерная черта нашей либеральной оппозиции – хроническая неспособность к созидательной деятельности. Устроить скандал, покричать нецензурно, нарисовать половой член на мосту – всегда пожалуйста. А на большее нет ни сил, ни желания.
Выяснилось, что «музыкантки» из Pussy Riot не умеют играть и петь. Для шоу-бизнеса это никогда не было проблемой: можно нанять профессионалов, купить пару-тройку хитов, научить Толоконникову (иноагент на территории РФ) открывать рот под фонограмму.
Но муж главной «пуськи» и такой же иноагент на территории РФ Пётр Верзилов, считающий себя хозяином бренда Pussy Riot, даже не мог представить, что с группой будет работать кто-то другой. Он не хотел ни сотрудничать, ни делиться славой, как все эти явлинские и хакамады, неспособные договориться о том, кто будет главным в песочнице.
Опытная Мадонна верно оценила потенциал Верзилова и его девиц, предложив за права на историю Pussy Riot всего 15 тысяч долларов – даже не копейки, а плевок по голливудским меркам. Верзилов гордо отказался: мы сами всё сделаем. И не сделали ничего.
Сегодня уже понятно, что даже жалкая пятнашка была щедрым благородным жестом со стороны Мадонны, обладающей рентгеновским зрением на проходимцев и мошенников. Через несколько лет она, полагаю, могла бы купить всех «пусек» с потрохами за пару сотен долларов. Только кому они, профукавшие все свои шансы, теперь нужны? Не нужны сейчас циничному Западу и «навальнята», которых уже гонят ссаными тряпками обратно в Россию.
Чего не увидела Мадонна, так это как синдром стремительной деградации распространялся вокруг «пусек». Например, был неглупый адвокат Марк Фейгин, экс-депутат Госдумы, но стоило ему связаться с Верзиловым, как за пару лет он превратился в унылого фрика, а ныне перебрался к друзьям-нацикам на Украину и попрошайничает в интернете.
Накрылась медным тазом и арт-группа «Война», в которой раньше состояли Верзилов с Толоконниковой. Основатели, хлебнув нетуристической жизни на благословенном Западе, превратились в патриотов. Вот что значит сравнить реальность и пропаганду.
Зато успех русских фем-панкушек вызвал приступ лютой зависти со стороны их украинских товарок из движения Femen. Они много лет подряд безуспешно практиковали в Киеве различные эксгибиционистские представления, но не получили даже сотой части внимания Запада.
Наверное, всё дело в православии, подумали киевские дурищи. И вскоре голые пошли танцевать в храмах и спиливать поклонные кресты – уверен, именно этот сатанинский шабаш, на который правительство Януковича смотрело сквозь пальцы, стал триггером для оскотинивания целой нации.
Так что старый диссидент, может быть, и прав. Подобные перформансы лучше всё-таки не карать, а лечить галоперидолом.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.