Пакет Молдавии: почему Европе и России сейчас не до маленькой страны
О первом туре национальных выборов – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Маленькой стране Молдавии можно только посочувствовать. В другое время про тамошние президентские выборы и референдум говорили бы из каждого утюга. В ЕС, России, на Украине, в Англии, Турции, Грузии. Шутка ли, всеобщим голосованием решается, вступать ли стране в Евросоюз. И половина населения оказывается против. Сенсация. Рука Москвы. Кризис демократии, европейской идентичности, современных институтов и всего западного святого.
А сейчас, можно сказать, тишина. То есть сообщения информационных агентств есть, но крики о поругании демократии издаёт, кажется, только президент Санду – девушка 45 килограммов весом и с румынским паспортом.
Ей подпевают некоторые вышедшие в тираж иностранные агенты – эмигранты из России. Но звучат так тихо и неубедительно, что слышны, пожалуй, только в самой Молдавии.
Европа включать для этих «песен» усилители, кажется, не очень готова. Почему? Потому что Молдавия, конечно, может стать частью ЕС, а может стать частью одной из стран ЕС, то есть Румынии, но пользы и удовольствия от этого не получит ни одна из трёх сторон.
Интеграция в ЕС стоит денег, а их у ЕС сейчас нет – всё ушло на войну с Россией на Украине. Интеграция с ЕС должна приносить ЕС выгоду, но никакой выгоды от Молдавии не будет.
Она могла бы стать ещё одним поставщиком сравнительно дешёвой и сравнительно квалифицированной рабочей силы, да Европе девать эту силу некуда. В Германии вон рекордная безработица, ещё и растёт на 200 тысяч каждый месяц. Как раз столько из Молдавии могло бы и людей приехать, кстати.
Политический ущерб? Неприятно, конечно, но европейцам не привыкать. От них целая Англия сбежала, Турция отказывается выполнять требования по вступлению в ЕС и уходит в БРИКС, маленькая гордая Грузия поворачивается спиной. Добавим в список Молдавию – что меняется?
Выборами в Молдавии могла бы больше интересоваться Россия. Постсоветская республика не хочет интегрироваться в Европу, значит, станет ближе к нам? Но и России сейчас не очень нужно отвлекать ресурсы. Штукатуров, что ли, не хватает или без «Букета Молдавии» не обойтись?
Нет, разворот Кишинёва в сторону России был бы приятен. Но в реальности Молдавия станет для нас значимой не раньше, чем, как пел Утёсов, в красавицу Одессу войдёт усталый батальон. Походкою чеканной.
Вот тогда (а это обязательно произойдёт, я верю) положение Молдавии на карте Европы будет похожим на то, что сложилось накануне Великой Отечественной войны, когда Сталин отдал приказ и Жуков освободил Бессарабию. После победоносного завершения СВО Молдавия окажется в роли форпоста – то ли ЕС против нас, то ли нас против ЕС. Тогда мы сможем и непременно захотим предложить молдаванам интеграцию, станем показывать и доказывать, что торговля с Россией выгоднее попыток стать европейцами.
Думаю, что и политики Молдавии к тому времени станут более восприимчивыми к эти доказательствам. Как теперь грузины.
Но придётся гражданам Молдавии определяться по принципу «сами, сами, сами».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.