Яд, снова яд и Дон: зачем британцы реанимировали дело Скрипаля
О новом заседании суда – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Имитаторы правосудия в Британии вытащили с дальней полки дело Скрипаля без ручки. Точнее, без дочки. Суд рассмотрел обстоятельства смерти мисс Дон Стёрджесс – единственной жертвы, если не считать умученного полицейскими кота.
Вся история «отравления» бывшего агента ЦРУ Сергея Скрипаля проходит под знаменитым девизом экс-премьерши Терезы Мэй – «хайли лайкли», что значит бездоказательно.
Фантастичность версии глубокого проникновения в британскую глухомань русских отравителей, как и способ устранения отработанного материала, каким стал Скрипаль после суда за госизмену, не смущала прессу и политиков. Герберт Уэллс был меньшим фантазёром, чем Мэй. Но такова природа британского правящего класса – ври что хочешь, никто не осудит.
Умерла бедняжка Дон от счастья или от яда, вдохнув подаренные ей духи, найденные дружком на помойке, остаётся тайной следствия. Или даже тайной для следствия. Точного заключения о причине смерти коронер не представил. Однако показания Скрипаля, который несчастную Дон никогда в глаза не видел, считаются для суда важными.
Бывший офицер ГРУ Скрипаль, когда-то выдавший секретную информацию ЦРУ и за это отбывавший срок, был обменян на наших граждан, подозреваемых властями США в шпионаже.
Почему Скрипаль не оказался в Штатах? Для чего британские власти проявили участие к чужому шпиону, не похожему на Бонда? А чтобы заявить о себе как об участнике большой политической игры.
Тогда, в 2010-м, отношения между Москвой и Лондоном оставались изысканно натянутыми. Сохранялись культурные и гламурные связи. В особняках посольства в Москве и генконсульства в Петербурге проходили вечеринки с шампанским для будущих иноагентов. Враждебность проявлять нам было ни к чему.
Но после Brexit акции Великобритании в мировой политике свалились в мусорные корзины. Лондону нужен был яркий эпизод, возвращавший британского льва на арену.
Аттракционом с прыжком через огненное кольцо и должен был стать сюжет с отравлением пенсионера, проедающего цэрэушные сребреники в английской глубинке. В двух шагах от коттеджа Скрипаля случайно оказалась лаборатория по производству химического и биологического оружия. Такие совпадения обычно бывают тщательно подготовлены, особенно когда дело касается спецслужб.
Скандал в маленьком местечке вырос до международного уровня. Правительство Мэй внесло свои пять пенсов в общий котёл надвигающейся войны Запада против России. Введённые против России репрессалии дали правительству Мэй инструмент контроля за внешней торговлей британских предпринимателей.
И вот опять. Точно по Вильяму нашему Шекспиру: «Кем надо быть, чтоб вздёргивать опять его на дыбу жизни?» К чему снова вынимать из старого балагана Скрипаля и его дочь?
Новому премьеру, уже получившему двойки за неумелые попытки остановить обнищание британцев, понадобился эффектный аттракцион, чтобы поднять упавший на полшестого рейтинг. Ой-ля-ля, доставайте Скрипаля.
Палочка-выручалочка, возможно, истаскалась в руках нескольких правительств, но другой нет. Провал за провалом на украинском направлении новый премьер решил прикрыть бестолковой выдумкой предшественников.
Сыграет ли битая карта в нынешней раздаче, где у всего ЕС на руках только киевские «шестёрки с дрянью»? Или эта попытка привлечь внимание к исхудавшему льву, у которого рёбра торчат, не сработает?
Посмотрим. Но в правилах джентльменов не предусмотрены извинения за враньё и подлость. Паханы не изменяются и не делают выводов из ошибок. Эта у них будет не последней.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.