Карл-Маркс-сад: почему ГДР была страной справедливости
К 75-летию республики – колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.
Наиболее успешный социалистический проект на Немецкой земле. В своё время Баварская Советская республика не устояла, зато после 1945 года время пришло. При активном участии победившего в войне СССР.
Образовали DDR – Германскую Демократическую Республику – земли советской оккупационной зоны: Мекленбург – Передняя Померания, Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония и Тюрингия. Там восстановили Коммунистическую партию и Социал-демократическую, а потом объединили их в СЕПГ (теперь, кстати, это партия «Левые» – Linke). Она и стала ведущей силой на новой территории.
А до этого наши военные провели в Восточной Германии денацификацию. От неё многие напуганные рванули в ФРГ, где «денацификация» велась так, что весь судейский корпус, например, сложился из граждан, служивших на том же месте при Гитлере. И промышленники, которые обслуживали Третий рейх, остались собственниками своих предприятий. Ну, кроме тех удивительных людей, которые делали газ «Циклон Б».
Это обстоятельство, кстати, потом триггернуло. Молодые участники левых террористических движений (в том числе знаменитой RAF) отчётливо ощущали, что денацификация в ФРГ – натуральный фарс.
А в ГДР не собирались давать нацистам спуску. Зная за собой грешки, 2600 членов СЕПГ тоже уехали в ФРГ, хотя некоторых удалось поймать и отправить в Сибирь.
Потом произошло экономическое размежевание Востока и Запада. Пришлось в Берлине стену ставить. Принято считать, что она зло, но никто не может внятно обосновать почему. Ведь это основной закон ФРГ (он там вместо конституции) не признал восточные земли в качестве административной единицы.
В октябре 1949 года Германская Демократическая Республика была признана Советским Союзом. Затем последовало признание Болгарией, Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией и другими странами. Началась удивительная история ГДР, которой мы толком не знаем. Она вымарывается отовсюду после так называемого объединения Германий, которое было на самом деле аннексией, аншлюсом.
На Западе стараются не вспоминать, например, что нынешний Хемниц – это Карл-Маркс-Штадт, город немецкой космической программы с заводами и институтами. Стараются не вспоминать про бесплатную медицину и детские сады. Про рок-группы Puhdys, Karat, Electra. Про заводы электроники Robotron, которые с 1970-х делали компьютеры, а в 1990-х были уничтожены, 68 тысяч рабочих оказались на улице. Про компанию ORWO, которая делала фото-, кино- и магнитную плёнку (уничтожена в 1995 году). И так далее. Гэдээровский панк был в сто раз панковее лондонского. Так себе достижение, но всё же.
Власти ГДР активно занимались школьниками и молодёжью. Тупые советские пропагандисты (а после и постсоветские) рассказывали нам, что молодёжные организации ГДР созданы по образу и подобию наших. Но после революции в России молодёжные структуры во многом создавались по примеру немецких. Так что история просто совершила «разворот на 360 градусов». Кстати, Ангела Меркель и Сара Вагенкнехт были участницами гэдээровского «комсомола» FDJ.
Женщины в ГДР могли находиться на любой работе и любой общественной позиции. А в ФРГ до 1974 года жена должна была получать у мужа письменное разрешение на право трудиться.
Мелких предпринимателей в ГДР не трогали, арендодателям квартир запрещено было повышать цены. В результате жилищный фонд страны пришёл в ужасное состояние, зато социальная справедливость торжествовала.
Правящую СЕПГ обвиняли в «сталинском стиле руководства». Кстати, с тех пор жители восточных земель чувствуют за километр вонь пропаганды в немецких СМИ. У них иммунитет. Но не у всех.
В октябре 1989 года в ГДР пошли демонстрации с требованием «свободы слова и демократизации», Берлинская стена упала. А 18 мая 1990 года был подписан договор о создании экономического единства ГДР и ФРГ.
Результаты? Примерно 80% предприятий перешло в руки западных немцев. На долю осси выпало всего 6% производств.
Восточные немцы оставались без работы, лишались сбережений, некоторых выгоняли из собственных домов «западные сограждане». До сих пор экономическое положение разграбленных восточных регионов гораздо хуже, чем у западных. Введённый в 1990-е налог на солидарность с целью «за три года поднять бывшую ГДР» существует по сей день, но куда идут деньги, никто не говорит.
Все достижения восточных немцев были обесценены и оболганы. В наши годы этот процесс продолжается с небывалой яростью. В немецких СМИ восточных немцев называют нацистами, коммунистами и жертвами русской пропаганды только потому, что они: а) задают вопрос «где деньги?»; б) не хотят голосовать за «народные» партии типа СДПГ Шольца.
Такова краткая история Германской Демократической Республики. Остальное вам покажут в сериале «ГДР» от ИРИ.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.