Дно независимости: как Россия не даёт Азербайджану разыграть карту каспийской нефти
Не успела председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отпраздновать заключение в Баку «контракта века», предусматривающего увеличение в два с лишним раза импорта азербайджанского газа в Европу, как в Нагорном Карабахе ожидаемо возобновились боевые действия. Пишем «ожидаемо», потому что полыхнуть сейчас может всё, что расположено вблизи российских границ. Да и словосочетание «углеводороды в Европу» не раз губило карьеры бакинских политиков, Ильхам Алиев вряд ли станет в этом ряду исключением.
Первым, кого сгубили европейские мечты, был первый президент независимого Азербайджана Абульфаз Эльчибей – разумеется, демократ горбачёвского призыва и лидер «Народного фронта», о котором ныне уже все позабыли. Как и положено демократу, Эльчибей сразу же отдал все права на шельфы Каспия – в том числе и богатейшее месторождение «Промежуточное» – в руки американских компаний. Интересы России были проигнорированы.
Расплата последовала незамедлительно. Эльчибей в ходе военного переворота был свергнут российским ставленником Суретом Гусейновым, который призвал на президентство самого знаменитого азербайджанского политика Гейдара Алиева – непотопляемого члена Политбюро ЦК КПСС, который после развала СССР занимал пост главы Нахичеванской АССР (было в то время такое сепаратистское образование).
Благодарность Алиева ограничилась 10-процентной долей в новом нефтяном консорциуме. И к тому же Алиев добавил бочку дёгтя: договорился о поставках нефти через Грузию и Турцию в обход России.
Что ж, ответный ход Москвы был прямолинеен как шпала. Ровно четверть века назад – в августе 1997 года – в Москву прибыл президент Туркмении Сапармурат Ниязов, и Борис Николаевич, пышно и цветисто попросив прощения за глупых географов, отдал месторождение Туркмении. А всё потому, что границы по шельфу Каспия между государствами проведены весьма условно, и затевать какое-либо дело без согласия России – большая ошибка.
Что ж, если бы яростью можно было топить дома, то Азербайджан уже тогда бы вышел в мировые поставщики энергоресурсов. С тех пор месторождение «Промежуточное» так и ждёт своего часа, потому что обе стороны, считающие его своим, последовательно блокируют все усилия конкурентов наладить там добычу. Россию же такое подвешенное состояние устраивает, потому что исключает как увеличение добычи газа на шельфе, так и строительство Транскаспийского трубопровода для доставки туркменского газа в Турцию и далее в Европу.
Правда, в отместку Азербайджан в 2018 году построил Южный газотранспортный коридор, по которому газ с Каспия должен поступать через Турцию в Южную Европу – в обход России. Но месть получилась так себе: поставки из Азербайджана не превышают 2 процентов от всех газовых потребностей Европы. И для радикального увеличения добычи без освоения новых месторождений на шельфе не обойтись.
Сейчас, наверное, Ильхам Алиев чувствует себя человеком, ухватившим птицу счастья за хвост, и европейские политики ему кланяются и обещают что угодно за спасение от холодной зимы после конфликта с Россией. Вот Баку и решил убить двух зайцев: чтобы Европа продавила Армению на новые уступки по карабахскому вопросу, а заодно бы и решила вопрос с Туркменией по месторождению и Транскаспийскому газопроводу.
Именно для этого азербайджанские войска совершили «неожиданное» нападение на войска Армении в Карабахе – чтобы подтолкнуть европейцев усерднее играть на стороне Баку.
Но самоуверенность опять может сыграть с Баку плохую шутку, если эскалация конфликта пойдёт по другому сценарию, чем договорной армяно-азербайджанский конфликт 2020 года. Неслучайно накануне активизации военных действий в Карабахе в Ереван приезжал директор ЦРУ Уильям Бёрнс. Вашингтону сейчас нужны пожары у границ России, а не усиление позиций Алиева. Не для того американцы отрывали от России европейскую «корову», чтобы её «доили» сателлиты Турции.
Что же в этой ситуации остаётся делать России? А ничего – как и в случае с месторождением «Промежуточное».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.