рубрики

Рождение нациков: как Запад закрыл глаза на геноцид сербов в Хорватии
Фото © TASS / AP / Sasa Kralj

Больше всего в этой истории поражает лживость и лицемерие международного сообщества, «гуманитарных» институтов, способных оправдать масштабные этнические чистки.

Это сейчас все в Сербии ждут войны с албанцами, а в середине 1990-х главным очагом югославской войны считалась Хорватия – именно здесь проходит граница между католическим и православным мирами. Ничем, кроме религии, сербы и хорваты друг от друга не отличаются. Но их веками стравливали – та же Австро-Венгрия боялась, что славяне объединятся и вышвырнут Габсбургов с Балкан.

Образование Югославии, казалось, сняло национальные споры в регионе с повестки дня. Но в 1990 году к власти в Хорватии пришли националисты, провозгласившие курс на отделение. Сербы в принципе не возражали против развода, но требовали, чтобы территория исторической Сербской Краины, где они составляли большинство населения внутри Хорватии, получила статус культурной автономии. Не суверенитет, а всего лишь высокую долю местного самоуправления. Такой же статус был прописан в Минских соглашениях для Донбасса, но между сербами и хорватами не было даже языкового спора, они говорят на одном – сербско-хорватском.

Требование вызвало у хорватских националистов взрыв ярости: какая ещё «автономия» в Великой Хорватии Будущего? Тогдашний президент страны так и заявил, что единственная сербская земля в Хорватии – та, которую сербы принесли на подошвах ботинок. Хорватские учёные начали переписывать учебники истории и грамматики, чтобы доказать право хорватов на первородство. А кто первороднее, тот имеет право ущемлять других – так, кажется, гласят «европейские ценности»?

Рождение нациков: как Запад закрыл глаза на геноцид сербов в Хорватии
Фото © ТАСС / Морковкин Анатолий

Почти три года шли вялотекущие столкновения между хорватской полицией и сербскими ополченцами, пока в 1994 году не были подписаны документы о вхождении Сербской Краины в Хорватию на правах культурной автономии.

Казалось бы, конфликт исчерпан, можно открывать ракию и принимать туристов, тем более что сербы с хорватами жили в разных регионах страны: хорваты – на побережье Адриатики, где сосредоточены все самые дорогие курорты региона, а сербы – в аграрных районах.

Но не тут-то было. 1 мая 1995 года войска Хорватии под предлогом поиска каких-то бандитов, будто бы обстрелявших какую-то машину, провели захват Западной Славонии – области в составе Сербской Краины. Это был пробный шар: прокатит или нет?

Прокатило. Европейские «миротворцы» просто отвернулись, пропуская на сербские земли хорватскую армию, перевооружённую американскими инструкторами. Обращения сербов в ООН были проигнорированы.

И одной Славонией дело не ограничилось.

В ночь на 4 августа 1995 года хорватские военные уведомили французского генерала Бернара Жанвье, командующего «голубыми касками», о начале операции «Буря». Генерал вновь отдал приказ миротворцам не вмешиваться. И через два часа бомбы посыпались на спящий Книн, затем пошла атака по всей линии фронта. А в спину сербам ударила армия Боснии и Герцеговины, также беспрепятственно пропущенная немецкими «миротворцами».

Сербы сражались ожесточённо, но силы были слишком неравны, к тому же хорватские ВВС при помощи авиации НАТО с первых часов операции завоевали господство в воздухе.

Рождение нациков: как Запад закрыл глаза на геноцид сербов в Хорватии
Фото © ТАСС / Морковкин Анатолий

Если верить хорватским политикам, Республика Сербская Краина была ликвидирована всего за четыре дня – уже 7 августа хорватский спецназ вошёл в сожжённый Книн.

Но сербские источники свидетельствуют, что бои продолжались много дольше. Например, на реке Купа, где сербы прикрывали эвакуацию стариков и детей. Другая сербская часть отбила попытки хорватов окружить город Плашки – её потом добили силы НАТО, чтобы не портить триумф хорватской победоносной войны.

Закрыли натовцы глаза и на продолжавшийся несколько месяцев геноцид сербского населения, когда группы хорватских военных и полицейский спецназ уничтожали целые селения и убивали пожилых людей, отказавшихся покидать свои дома.

Жертвами операции «Буря» стали тысячи мирных жителей – точное количество неизвестно до сих пор. Более 250 тысяч человек стали беженцами. Хорватским политикам удалось переплюнуть даже гитлеровцев, обещавших «треть сербов уничтожить, треть изгнать, треть перекрестить». Эти изгнали всех – под ободрение «мирового сообщества».

Но зачем? Сегодня уже ни один человек в Хорватии не может объяснить, чем им так мешала автономия сербов. Великой Хорватии всё равно не получилось – сама Хорватия уже не принадлежит хорватам, весь курортный бизнес скуплен на корню европейскими хозяевами.

Зато остались остовы сгоревших домов с дырками в стенах от пуль, заросшие фруктовые сады, за которыми никто не ухаживает – в покинутые сербские сёла туристов не возят. «Буря» вычеркнута из исторической памяти: не было такого.

Так западные политики отработали методику «очистки» какой-нибудь страны перед поглощением. Неслучайно Зеленского подталкивали к повторению сценария в Донбассе. Мол, ты только начни, а мы-то глаза прикроем. Но запланированная Киевом «буря» в феврале была сметена северным ветром.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем