Молдавская вина: как Россия остановила войну в Приднестровье
Ровно 30 лет назад, 29 июля 1992 года, Россия ввела миротворцев в приднестровский регион, положив конец кровопролитию, устроенному молдавскими националистами.
Конфликт в Приднестровье стал пятой по счёту гражданской войной на постсоветском пространстве, причём обошёлся необычно малым числом жертв. В ходе боевых действий с обеих сторон погибло около тысячи человек, в том числе 400 мирных жителей. Удалось это быстро остановить только благодаря вмешательству России.
Началась подготовка к войне в 1989 году, когда на волне горбачёвской перестройки в республиках Советского Союза подняли голову националисты. Коммунистические боссы, ещё вчера певшие оды социализму, мгновенно перекрасились. Именно на интеллигенции, разжигавшей в Молдавии страсти, лежит основная вина за пролитую кровь.
Сначала радикалы добились принятия дискриминационного в отношении русского языка закона, потом потребовали выселения всех русских. А когда жители Тирасполя, Бендер, Дубоссар и других городов Приднестровья, где большинство населения составляли русские, ответили на произвол масштабными забастовками, которые официальная Москва в то время старательно не замечала, как не видела в упор притеснений русских по всему бывшему Советскому Союзу, умники из Союза писателей Молдовы устроили истерику, требуя уничтожать непокорных «совков» – в те годы ещё не придумали слово «ватник».
В Кишинёве даже не пытались искать компромисс со своими гражданами другой национальности. Ситуация накалилась настолько, что молдавских депутатов из числа противников националистов избивали прямо в здании парламента. На улицах полиция хватала прохожих, если слышала русскую речь. Одна молдавская поэтесса договорилась до того, что призывала ходить по домам и убивать русские семьи, забирая себе квартиры вместе с мебелью.
Нацикам даже сошёл с рук грабёж российской военной базы в селе Кочиеры близ Дубоссар, когда боевики, взяв в заложники жён и детей военнослужащих, вынудили командование базы открыть склады с оружием.
Полномасштабные боевые действия Молдавия развязала в марте 1992 года, начав танковую атаку на Бендеры. В ответ в Приднестровье стали стекаться многочисленные добровольцы из России, которые пополнили ряды республиканской гвардии и ополченцев.
Остановить кровопролитие удалось лишь благодаря вынужденному вмешательству в конфликт частей 14-й российской армии под командованием генерала Александра Лебедя, тайно прибывшего в Тирасполь.
Позиция Лебедя была проста: раз молдавская сторона понимает только язык силы, она должна эту силу увидеть.
Уже через два дня подразделения российской армии были скрытно переброшены к самой линии фронта – к Дубоссарской ГЭС, которую молдавские войска уже несколько раз стремились уничтожить, чтобы затопить непокорный регион. И когда с молдавской стороны вновь раздались выстрелы, десяток российских артиллерийских дивизионов шквальным огнем смёл батареи врага.
Урок оказался столь впечатляющим, что президент Молдовы Мирча Снегур тут же запросил мира. И подписал соглашение «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», в соответствии с которым 29 июля 1992 года на аэродроме Тирасполя приземлились военно-транспортные самолёты с российскими десантниками-миротворцами.
Вот уже три десятка лет они остаются гарантами мира в регионе, несмотря на порой возникающий яростный зуд молдавских националистов.
Именно тогда и родилась поговорка: русская армия не начинает войны, она их заканчивает.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.