Холодная волна: почему наша армия взяла под полный контроль Севморпуть
Минобороны меняет правила использования стратегического для мировой экономики маршрута судов из Азии в Европу – Северного морского пути. Расстояние от японской Йокогамы до голландского Роттердама по нему составляет всего 7,3 тыс. морских миль против 11,2 тыс. по южному пути через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море. Северный маршрут экономит 13 дней.
Уже одобренный правовой комиссией Госдумы законопроект предусматривает возможность прохода как военных, так и мирных судов только по разрешению, запрошенному не позднее чем за 90 дней.
Севморпуть для России – стратегический хайвей с растущим значением. В 2018 году объём перевозок по нему составлял 20,2 млн тонн, а в 2024-м ожидается 80 млн тонн грузов. Кроме того, наше северное побережье и территориальные воды – самые обширные мировые источники углеводородов и других полезных ископаемых. Запасы нефти и газа здесь оцениваются более чем в 30% от мировых.
Практически всю советскую и большую часть российской истории это мало заботило власти. Трасса вдоль северного побережья использовалась эпизодически. Далеко ведь и холодно. Но климат Арктики меняется, да и новые технологии позволили строить ледокольный флот, способный ломать лёд до пяти метров толщиной.
Первыми тенденцию ухватили американцы. Экс‑командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт неоднократно подчёркивал, что подобные маршруты должны быть «международными» – то есть общедоступными и, как видится иностранцам, бесплатными. Экс-министр ВМС США Ричард Спенсер пошёл дальше, заявив о необходимости расширения присутствия американского флота в Арктике. Причём с «более заметными» средствами сдерживания России. Например, такими, как надводные и подводные корабли с крылатыми ракетами большой дальности Tomahawk. Их появление в регионе позволило бы взять на прицел позиции российских стратегических ракет «Сармат» в Оренбургской области. Достать их из Польши и Румынии или из акватории Тихого океана американские противоракеты неспособны.
Наше Минобороны отреагировало решительно. Сергей Шойгу анонсировал строительство военных баз по всему маршруту: на Новосибирских островах, Земле Александры (входит в архипелаг Франца-Иосифа), Северной Земле, Новой Земле, а также на мысе Шмидта (Чукотка) и острове Врангеля близ неё.
В зоне маршрута уже развёрнуто более десятка наших военных аэродромов, позиции зенитных ракетных систем, строятся военные порты, под них заказана целая серия ледоколов-ракетоносцев. Их особенность – в кормовой палубе. На неё можно ставить обычные морские контейнеры, в которых, однако, прячутся крылатые противокорабельные ракеты или торпеды. Так что труженик ледовой деблокады может выступить и ударным кораблём.
В законопроекте военные закрепили юридическую процедуру прохождения маршрута. Их больше волнуют не гражданские суда, а военные корабли. Ведь на нашу Арктику претендуют Дания, Канада, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия и даже Китай.
У каждой страны свои резоны. Согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики не входят в состав их государственных территорий.
Но пока одни требуют юридических преференций, другие просто закрепляют своё физическое присутствие. Хорошо, что это мы.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.