Видят вига: что изменят выборы в Британии
О вкусах лейбористов, которым прочат победу, – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Главная битва разворачивается, как и столетия назад, между партией крупных землевладельцев (консерваторы, тори) и купцов из Сити (лейбористы, виги).
Внеочередные выборы, которые объявил консерватор Сунак, согласно опросам, изгонят его же большинство из парламента. Тори теряют поддержку, а виги потирают руки, предвкушая, как будут протирать штаны в заветных креслах.
Консерваторы, как пишет Times, пережили за период своего главенства несколько кризисов, в том числе пандемию и «рост цен на электроэнергию, связанный с интервенцией России на Украину». А также отметились в сексуальных скандалах.
Тори сменили в премьерском кабинете двух лошадей с 2019 года – незабываемую Лиз и не дающего себя забыть Бориса. Вот-вот настанет черёд импозантного Сунака, изображающего на фотосессиях пролетариат, к которому никогда даже не приближался.
Он то стучал молотком мимо гвоздя в сапожной мастерской, то сортировал авокадо на овощебазе, то вовсе заправлял бензином импортную малолитражку (собственное автомобилестроение там похоронили ещё при прошлых пэрах). Каждый раз Сунак делал всё не так, чем и умилял читателей гламурных журналов.
И вот его новая выходка: внеочередные выборы. Если кто-то думает, что Риши, проиграв выборы, снимет костюмчик и отстранится от власти, он ошибается. На этот случай в палате лордов предусмотрены места для пожизненного пользования.
Чем удивят Британию виги, кроме кадровых перестановок? У этих джентльменов на самом деле те же политические вкусы, что у их соперников. Британский джентльмен, если вы видели его живьём, а не в кино, – вечно пьяный и самовлюблённый хам. Он упивается своей вседозволенностью. Но, несмотря на обязательную задиристость и манеру постоянно оскорблять окружающих, с другими аристократами состоит в отношениях круговой поруки.
Так что перемен в политике – как внешней, так и внутренней – не стоило бы ожидать, даже если британские палаты взялся бы «перятрахивать» белорусский лидер Лукашенко.
В этом стеклянном шаре бутафорский двухпартийный снег осядет ровным слоем и не принесёт перемен ни подданным короля, ни миру в целом. А уровень жизни в Британии зависит вовсе не от качества управления страной, а от возможности грабить другие регионы планеты.
От монополии на контроль морских путей. От навязчивой системы британского права – «правосудия по-джентльменски», – к которому всё ещё прибегают даже российские компании в решении споров. От влияния на мировую экономику рейтинговых агентств и биржевых спекуляций Сити. От шпионажа британских спецслужб, перерастающего в диверсии и терроризм в разных уголках Земли. От продвигаемых в мировую культуру.
Чем меньше останется у джентльменов таких возможностей, тем ровнее будет жизнь в мире, да и в самой Британии, которой пора освободиться от рудиментов имперской политики.
Империя была похоронена в 1948-м, и нечего вести себя так, словно корона Великих Моголов всё ещё на голове монарха островного государства. Нет, монарх проживает свои трофеи и теряет влияние с каждым новым оборотом электорального цикла, ничего не приносящего людям.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.