Космические дураки: почему США не могут обойтись без наших ракетных двигателей
В начале нулевых на Байконур приезжал высокий чин NASA – натуральный ковбой из Техаса в белой шляпе и высоких сапогах. Выпучив глаза, он смотрел с недоверием на образцовый порядок в монтажно-испытательных комплексах.
А потом, будучи уверенным, что его английский никто из диких аборигенов не поймёт, объяснил свите, что космодром работает только благодаря американцам.
Ситуацию сгладила астронавтка Пегги Уитсон, которая к тому времени успела освоить русский без акцента за две миссии МКС. Пацаны, сказала она нашим, не обращайте внимания на дурака.
Я вспомнил ковбоя, когда такие же слова недавно буквально повторила другая американская космическая шишка.
Глава компании United Launch Alliance (крупнейший ракетный подрядчик NASA) Тори Бруно, комментируя 25-летие исторической сделки США с Россией по закупке российских ракетных двигателей – а первый российский РД-180 был куплен американцами ровно четверть века назад, – написал в соцсети, что это такая американская помощь русским. Благотворительность.
Сам Тори Бруно в конце девяностых был скромным инженером в корпорации Lockheed Martin, где занимался разработкой ракетного двигателя для грузовой американской ракеты Athena. Но двигатель не пошёл, и после нескольких неудачных стартов ракету сняли с производства.
Тогда NASA и решило закупить пробную партию российских двигателей. И пуск прошёл как по маслу – даже самые заскорузлые американские генералы признали наш РД-180 воплощённым совершенством.
ULA была образована при NASA как отвёрточное производство, где российские двигатели ставили в корпусы ракет. Всего, по данным «Энергомаша», за 25 лет в Штаты отправили 122 двигателя, на которых было выполнено 90 стартов ракет. Без единого сбоя.
И всё это время у неудачливого инженера Тори Бруно, мягко говоря, полыхал движок – ну как так, мазафака, почему проклятые русские могут, а мы – нет?
В 2014 году, после евромайдана на Украине, именно Тори Бруно запустил лицензионное производство РД-180 в Америке – в рамках благотворительности, конечно. А правительство США запретило сотрудничать NASA с российскими оборонными предприятиями и НПО «Энергомаш» в частности.
Но даже когда российские инженеры передали ULA полный комплект документации, дело у американцев не пошло. Тори, наверное, рвал от отчаяния последние остатки волос на голове: почему опять у русских получается вещь, а у американцев – мандула?
В том же году сенат США стыдливо отменил санкции, чтобы американцы ULA смогли закупить побольше РД-180 – с запасом на несколько лет. В 2019 году NASA огласило новую перемогу: новейший американский двигатель ВЕ-4 приблизился по своим характеристикам к российскому, разработанному в конце восьмидесятых. Вот это прогресс. Вводим новые санкции.
Потом выяснилось, что стоимость американского чуда, которое ещё нужно суметь пустить в серийное производство, оказалась в разы выше цены РД-180. Но никто и не обещал, что русофобия обойдётся дёшево.
Безбожно дорогими оказались и ракеты от хвалёного Илона Маска, не говоря уж о том, что ни один из двигателей «Мерлин», обеспечивающих мягкую посадку первой ступени ракеты, не был использован повторно. Ракета садится аккуратно, а потом её всё равно сдают в утиль, хотя «многоразовые» ракеты были козырем SpaceX. Маск эту свою идею уже забросил, увлечён новыми. Компания SpaceX избежала банкротства только благодаря щедрым вливаниям от NASA, потому что проект Маска превратился в чистую политику – смотрите, только в благословенной Америке дети миллионеров и хозяев изумрудных шахт из африканской глубинки могут исполнить детскую мечту об основании частной космической компании.
А за кулисами американским «благотворителям» приходится уговаривать российских производителей и Роскосмос сотрудничать, не обращая внимания на санкции и их начальствующих жлобов. Так Америка сейчас утверждает «гегемонию в космосе».
В общем, так и происходит деградация цивилизаций. В Америке она идёт семимильными шагами – «шаттлы» прошлого века уже воспринимаются как недостижимая фантастика.
Пройдёт немного времени, и в мире будут сомневаться не только в американском полёте на Луну, но и в том, что эта нация вообще была когда-либо способна делать летательные аппараты тяжелее воздуха.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.