Обыкновенная чудь: как Эстония отменяет русский язык
Одним из пунктов нового коалиционного соглашения в Эстонии является полный переход на эстонский язык обучения начиная с 2024 года. Эстонскими станут и школы, и детские сады. Русский язык, на котором говорит четверть населения, станет исключительно кухонным.
Что же, внутри вполне цивилизованного и культурного внешне индивидуума может жить дремучий селюк, который просыпается в особых обстоятельствах. Приведу пример Андрея Кавуна, сценариста и постановщика, среди прочего, «Охоты на пиранью», «Кандагара», странноватого, но необычного «Шерлока Холмса» (2013), «Ёлок 1914».
В 2014 году Кавун решил вернуться на Украину после 25 лет проживания в России. С тех пор о нём ничего не слышно. Вроде бы с американцами что-то снимает. Или снял. Короче, канул.
В интервью украинским СМИ года через два после отъезда жаловался на невостребованность на Украине, но выразил надежду, что ситуация изменится. Ну да, как же.
И тут же заявил, что Украине в языковой политике «нужно идти по пути Израиля, который при создании своего государства в буквальном смысле насаждал иврит».
Правда, да не вся. Хоть Израиль и заявляет себя национальным государством еврейского народа, но за арабским языком закреплён особый статус со всеми вытекающими. Мало того, Израиль проводит гибкую языковую политику, имея русские радиостанции и телеканалы, издавая газеты даже на амхарском.
Кроме того, нынешний Израиль – волюнтаристский проект. Приехавшие соглашаются с положением дел. Это их сознательный выбор. Коренное же население территорий, ставших в 1948 году Израилем, вправе пользоваться языком, с которым родилось. Причём и в госучреждениях, и в школах.
Но проснувшемуся в Кавуне селюку такая премудрость неведома. Слышал звон. Вернёмся, однако, к Эстонии. Решили там, наконец, испепелить ненавистный русский, вырвать с корнем.
Такой шаг среди прочего означает падение качества образования для тех, кто отдавал детей в русские школы. Не уволившимся учителям придётся доносить свои предметы исключительно по-эстонски, то есть на неродном как для них, так и для школяров языке.
Досрочно сворачивают пилотный проект, в рамках которого три русскоязычных школы Таллина ежегодно получали государственное финансирование на усиление преподавания эстонского языка. О каком финансировании может идти речь, если не будет русских школ? Перекрывает кран чиновница министерства образования с фамилией Дуболазова.
Отныне вектор изменился радикально. Пока в Эстонии ещё не по-фюрерски, тот, как известно, хотел сначала выселить евреев на Мадагаскар, потом же решил, что окончательное решение вопроса не столь затратно. Пока только политика апартеида с сегрегацией школ для бантустанов.
Удручают этнические русские коллаборационисты. Русофобствующих русских в Эстонии, говорят, немало. С закрытием русских школ вовсю финансируются проекты вроде «Школы Свободы». Это такая специальная школа для детей украинских переселенцев, никакого отношения к русскому языку не имеющая, хотя, казалось бы, украинским детям проще адаптироваться в близкой языковой среде. Но не дай бог, нахватаются ещё русской идеологии. Руководит русофобским проектом Ольга Селищева. И имя таким не легион, конечно, но сотни, если не тысячи.
В деле национального строительства, если вообще им задаваться, есть только два пути: развивать своё или выжигать чужое. В Таллине выбрано, очевидно, второе. То ли первое не развиваемо в принципе, как любая лютая архаика. То ли это обычная такая местечковая ксенофобия.
Интересна конечная стратегическая цель. В надежде на что проводится такая политика? Европа ведь кормить больше не будет.
Неужто, и вправду запахло порохом, и надеется чудь на раздел добычи по результатам грядущей победоносной войны? Войти в Россию на плечах светозарного большого брата и получить свой кусочек награбленного. Как когда-то мечтала Польша, но сама оказалась съеденной сюзереном Адольфом.
А иначе как они представляют своё будущее? Их ведь меньше миллиона, будет ещё меньше, никому со своим языком не нужны. Ничего кроме победы эстонского оружия в стиле фэнтези не вырисовывается.
Но чухонцы пребывают в мечтаниях. Маленький, но гордый народ. Чем меньше, тем горделивей. Одним словом, чудь.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.