рубрики

Всем – ссуд: «зайдёт» ли в России исламский банкинг
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

Мы от мировых финансовых ресурсов отрезаны – факт. Без денег экономика не может развиваться – тоже факт. Идея чучхе при всей её романтичности не наш путь. Что делать?

Как всегда, когда что-то непонятно, оглянуться на историю. Принято считать, что деньги развращают и противостоят морали, нравственности. Но так было не постоянно. На этапе зарождения денежных отношений мораль была одним из основополагающих факторов. А формирование моральных принципов происходило под руководством религиозных институтов.

Священные тексты трёх авраамических религий однозначно постановили: ссудный процент – зло. Взимать плату за пользование кредитом, то есть практиковать ростовщичество – нельзя, харам, западло.

Но в развитии западного хозяйствования выяснилось, что без ссудного процента экономика как-то медлит. И пошли нюансы. Честному христианину – нельзя. Иудей другому иудею в рост тоже давать не может, но христианину – вполне.

Так ростовщичество возникло в Европе и дало сильнейший толчок к развитию экономик. В ущерб морали, понятное дело. Деньги, как мы помним, развращают.

Западный мир в своём развитии прочно встал на банковскую основу. И тогда христиане из ушлых задумались: а чего это евреи наживаются, а мы нет? И тоже принялись банкирить. Евреи сделали следующий шаг – начали кредитовать своих. И понеслось. Все дружно забыли про авраамическую мораль.

Все, да не все. Мусульмане следовали законам шариата, завещанного Всевышним, и в своём буржуазном развитии от Европы несколько отстали. В том числе и по причине богобоязненности ссудного процента не приняли. Зато придумали свои финансовые инструменты.

Теперь Запад, к которому так давно и безответно стремилась Россия, разогнал банковское ростовщичество до неимоверных параметров и запнулся. Капитализм, в основе которого лежит ссудный процент, забрёл в тупик.

Нам чуть проще. Во-первых, не окончательно забыты социалистические приёмы хозяйствования. Во-вторых, мы, закалившись во всяческих перестройках, с большей готовностью отзовёмся на новое. Тем более что исламский банкинг – хорошо забытое старое. А треть нашего населения – мусульмане.

Только вот моралью наши предприниматели в деловых вопросах пользуются очень уж избирательно. Исламские финансовые отношения во многом строятся на доверии, слове и обязательности его выполнения. Не получилось бы у нас с исламским банкингом, как в том анекдоте: мужику попёрло за карточным столом, когда узнал, что джентльмены верят на слово.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем