рубрики

Та, кого нельзя называть: как Джоан Роулинг вырастила поколение, которое хочет её «отменить»
Фото © TASS / DPA / Hubert Boesl

Ровно 25 лет назад вышел первый роман разведённой английской учительницы о Гарри Поттере. Сегодня книжную сагу о «мальчике, который выжил», именуют «последним великим романом XX века». Он, как это ни банально звучит, изменил мир – настолько, что и самой писательнице в нём уже неуютно.

Социологи всерьёз говорят о «поколении Гарри Поттера». И вот парадокс: это поколение призывает «отменить» Роулинг за то, что она оказалась «токсичным человеком». Чувство злобы к Роулинг не зависит от культурных и политических границ.

В России поклонники Поттера обиделись на писательницу за её поверхностные и резкие оценки нашей страны, за глумливый смех, которым она встретила предложение пранкеров писать заклинание «Авада кедавра» на снарядах, что летят в мирных жителей Донецка.

На Западе на неё ополчились из-за того, что отказалась считать настоящими женщинами трансгендеров и прочих фриков биологически мужского пола. Трансгендерное лобби даже призвало жечь книги Роулинг на площадях. И это не просто истерика сумасшедших, киностудии уже отказываются от сотрудничества с писательницей, а из титров фильма «Фантастические твари» было вымарано её имя.

Писательница стала жертвой своей же философии, объясняющей все сложности мира кознями Волан-де-Морта и предлагающей рецепт борьбы со злом – «отменить» его, перестать называть.

Но разве персонажи Роулинг смогли так решить свои проблемы? Сколько ни отменяй Волан-де-Морта, а в Хогвартсе останется факультет Слизерин, на потоке выпускающий снобов, всегда готовых утвердить своё превосходство над «грязнокровками». И на Гриффиндоре не легче. Разве маги сделали мир лучше? Нет, все их усилия тратятся на отгораживание своего уютного мирка от магглов.

Поттериана – это гимн «Старой Доброй Англии», вернее, той пасторальной декорации, прикрывающей деградирующую империю с её расизмом, колониализмом, сословными ограничениями и бюрократическим бардаком, который тщательно маскирует высший истеблишмент.

Поэтому мне лично всё равно, что будет с Джоан Роулинг – засадят ли её в Азкабан или отдадут на съедение трансгендерным дементорам.

Меня волнует другое. Почему у нас никто не написал таких гимнов «старой доброй» или «новой прекрасной» России? Почему у нас не появилось по-настоящему национальной интеллигенции, которая бы объяснила нашим детям и всему миру, что проблемы мира кроются не в том, что кого-то из злодеев не умертвили до конца, а в том, что сословие «чистокровных» готово бесконечно разжигать войну с «грязнокровками»?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем